Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д4 C4 № 540
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Не­сколь­ко лет назад в одном спор­тив­ном ла­ге­ре про­изо­шла такая ис­то­рия. (2)В гости к юным спортс­ме­нам при­е­ха­ли дети из раз­ных стран. (3)Од­на­ж­ды, вволю на­ку­пав­шись, ре­бя­та при­ня­лись иг­рать в бад­мин­тон. (4)Воз­ник спор (пе­ре­вод­чи­кам ра­бо­ты хва­та­ло!): в какой стра­не ро­дил­ся пор­ха­ю­щий волан?

(5)Япон­ский маль­чик ска­зал, что, ко­неч­но же, в Япо­нии: там еще 600 лет назад увле­ка­лись игрой «ой-бане», что в пе­ре­во­де на рус­ский язык зна­чит «ле­та­ю­щее перо». (6)Ра­кет­ка тогда была де­ре­вян­ной, а волан фрук­то­вый! (7)Брали круп­ную ви­шен­ку или не­боль­шое яб­ло­ко и вты­ка­ли в них не­сколь­ко гу­си­ных пе­рьев. (8)А де­воч­ка-фран­цу­жен­ка утвер­жда­ла, что волан «при­ле­тел» из её стра­ны и на­зы­ва­лась эта игра во Фран­ции «ко­квантён». (9)Воз­ра­зил и рус­ский пар­ниш­ка, ко­то­рый читал в книж­ке про «лето́к». (10)Ока­зы­ва­ет­ся, ещё 200 лет назад в де­рев­нях рус­ские дети го­ня­ли лето́к из пе­рьев. (11)Потом за­го­во­рил ма­лень­кий ма­ла­ец, потом  — вьет­на­мец, го­ря­чо спо­ри­ла ин­ди­ан­ка, и каж­дый до­ка­зы­вал, что волан «при­ле­тел» из его стра­ны. (12)В спор всту­пил маль­чик из Ан­глии. (13)Он спро­сил, знают ли ре­бя­та, по­че­му со­вре­мен­ная игра на­зы­ва­ет­ся бад­мин­тон. (14)Ан­гли­ча­нин рас­ска­зал, что в 1872 году один жи­тель не­боль­шо­го го­род­ка Бад­мин­тон вб­ли­зи Лон­до­на на­звал эту игру име­нем род­но­го го­ро­да.

(15)Во­жа­тый слу­шал, слу­шал и ска­зал: «Ис­кать стра­ну, где со­зда­на игра в пор­ха­ю­щий волан,  — всё равно что пы­тать­ся найти изоб­ре­та­те­ля стола, вилки или та­бу­рет­ки. (16)Она воз­ник­ла од­но­вре­мен­но в раз­ных кон­цах Земли. (17)За дол­гие годы мно­гие на­ро­ды до­бав­ля­ли в неё что-ни­будь своё. (18)По­это­му лучше не спо­рить, а про­сто иг­рать». (19)И волан за­пор­хал над пля­жем.

 

(По Г. Юр­ми­ну)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «го­ня­ли» из пред­ло­же­ния 10. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

 

Го­ня­ли  — ...

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте.

В кон­тек­сте ука­зан­но­го в за­да­нии пред­ло­же­ния может быть дано такое объ­яс­не­ние: Го­ня­ли  — ки­да­ли много раз в раз­ные сто­ро­ны.

(Может быть дано иное, близ­кое по смыс­лу объ­яс­не­ние. В объ­яс­не­нии в той или иной форме в кон­тек­сте ука­зан­но­го в за­да­нии пред­ло­же­ния долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но зна­че­ние слова.)

2.  Са­мо­сто­я­тель­но со­став­лен­ное пред­ло­же­ние, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии. Ва­ри­ант от­ве­та: Ба­буш­ка часто го­ня­ла меня на почту за га­зе­та­ми.

 

Воз­мож­ны ва­ри­ан­ты пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­рых дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в иных зна­че­ни­ях.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Со­став­ле­ние пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2018 год. Ва­ри­ант 6
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип Д11 C11 № 537
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 538
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3
Тип Д3 C3 № 539
i

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, во­жа­тый решил пре­кра­тить спор о том, где ро­ди­лась игра в пор­ха­ю­щий волан?


4
Тип Д13 C13 № 541
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «пар­ниш­ка» из пред­ло­же­ния 9, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

 

Пар­ниш­ка  — ...