Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 510
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Од­на­ж­ды при­го­род­ный поезд не до­е­хал до Моск­вы 15 ки­ло­мет­ров и оста­но­вил­ся. (2)«Долго будем "за­го­рать"?»  — по­ин­те­ре­со­ва­лись два рос­лых пас­са­жи­ра. (3)«Как ис­пра­вят, так и по­едем»,  — от­ве­тил ма­ши­нист. (4)«Нам ждать не­ко­гда, мы лучше на своих двоих»,  — ска­за­ли пас­са­жи­ры и по­бе­жа­ли. (5)Ма­ши­нист за­сме­ял­ся: «Какие шуст­рые, от по­ез­да не убе­жи­те, до­го­ню». (6)Но... не до­гнал. (7)Парни без труда про­бе­жа­ли остав­ши­е­ся 15 ки­ло­мет­ров и за не­сколь­ко минут до гудка по­спе­ли на завод.

(8)Это были зна­ме­ни­тые в 30-х годах два­дца­то­го века стай­е­ры  — бе­гу­ны на длин­ные ди­стан­ции  — бра­тья Зна­мен­ские. (9)Се­ра­фим и Ге­ор­гий ра­бо­та­ли на за­во­де «Серп и молот». (10)Оба кра­си­вые, стат­ные, закалённые (круг­лый год хо­ди­ли в лёгкой одеж­де, ку­па­лись в реке), оба страст­но лю­би­ли спорт, со­рев­но­ва­ния счи­та­ли празд­ни­ком. (11)Каж­дую сво­бод­ную ми­ну­ту они тре­ни­ро­ва­лись, что не по­ме­ша­ло им, ра­бо­чим пар­ням, после обу­че­ния в мед­ин­сти­ту­те стать вра­ча­ми. (12)Оба не поль­зо­ва­лись трам­ва­ем или ав­то­бу­сом: лучше лиш­ний раз про­бе­жать­ся! (13)За два года бра­тья по­би­ли все ре­кор­ды в беге.

(14)«В чём сек­рет успе­ха бе­гу­на?»  — спро­си­ли од­на­ж­ды Се­ра­фи­ма. (15)«Чтобы хо­ро­шо бе­гать, надо много бе­гать, бе­гать всюду: на со­рев­но­ва­ни­ях и на тре­ни­ров­ках, по ас­фаль­ту и по рых­ло­му снегу, в лесу, в го­ро­де, быст­ро и мед­лен­но, в гору и с горы, утром и ве­че­ром»,  — от­ве­тил он. (16)Глав­ное  — бе­гать! (17)Толь­ко са­мо­заб­вен­ная пре­дан­ность спор­ту поз­во­ля­ет спортс­ме­нам до­стичь ми­ро­вых ре­кор­дов, про­сла­вить свою стра­ну. (18)И се­год­ня меж­ду­на­род­ные со­рев­но­ва­ния по лёгкой ат­ле­ти­ке на­зы­ва­ют­ся «Тур­нир бра­тьев Зна­мен­ских». (19)В Москве их име­нем на­зва­ны ста­ди­он и Олим­пий­ский центр, а в Орен­бур­ге  — улица.

 

(По Г. Юр­ми­ну)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

При­мер­ный план.

1.  «Нам ждать не­ко­гда».

2.  От ра­бо­че­го до врача.

3.  Глав­ное  — бе­гать!

 

В плане в той или иной форме долж­но быть по­сле­до­ва­тель­но пред­став­ле­но со­дер­жа­ние тек­ста, от­ра­же­ны все мик­ро­те­мы тек­ста.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, бе­гу­ны бра­тья Зна­мен­ские до­стиг­ли вы­да­ю­щих­ся ре­зуль­та­тов в спор­те?


3
Тип Д4 C4 № 512
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «по­би­ли» из пред­ло­же­ния 13. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

 

По­би­ли  — ...


4
Тип Д13 C13 № 513
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «шуст­рый» из пред­ло­же­ния 5, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

 

Шуст­рый  — ...