Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Укра­ше­нию по­ло­те­нец в рус­ской де­рев­не все­гда при­да­ва­ли осо­бое зна­че­ние. (2)Узоры эти по­ра­жа­ют гар­мо­ни­че­ской кра­со­той. (3)Чаще всего они жарко-крас­ные, со стро­гим ре­льеф­ным ри­сун­ком, рас­ки­нув­шим­ся по се­реб­ри­сто­му льну. (4)Сколь­ко вкуса, уме­ния, труда!

(5)Ко­неч­но, укра­ша­ли по­ло­тен­ца так щедро не слу­чай­но. (6)В ста­ри­ну эта не­за­мыс­ло­ва­тая ве­щи­ца со­про­вож­да­ла че­ло­ве­ка, от­ме­чая глав­ные мо­мен­ты его судь­бы. (7)Осо­бым по­ло­тен­цем оти­ра­ли но­во­рождённого. (8)На сва­дьбе же­ни­ха и не­ве­сту ста­ви­ли рядом и свя­зы­ва­ли по­ло­тен­цем – объ­еди­ня­ли в креп­кую семью. (9)И в будни по­ло­тен­ца все­гда были рядом. (10)«Рукотёры» со скром­ным узо­ром ви­се­ли у ру­ко­мой­ни­ка, а вы­мо­ешь лицо  — по­да­дут «ути­раль­ник». (11)Са­мы­ми же на­ряд­ны­ми укра­ша­ли избу: ве­ша­ли в «крас­ный» угол на об­ра­за, на зер­ка­ла и про­сто вдоль стен на крюч­ки.

(12)Де­ла­ли так не толь­ко для кра­со­ты: по ста­рин­но­му по­ве­рью, узоры на по­ло­тен­цах несли в себе силу добра, обе­ре­га­ли от вся­ко­го зла. (13)Фон на тка­нях ма­сте­ри­цы на­зы­ва­ли «землёй», льня­ной холст оли­це­тво­рял Мать Сыру Землю. (14)На «земле» рдеет, бук­валь­но горит яр­ки­ми ни­тя­ми вы­ши­тый ор­на­мент. (15)Это образ огня, схо­дя­ще­го на рав­ни­ну земли и да­ю­ще­го ей жизнь. (16)Древ­няя сла­вян­ская ле­ген­да рас­ска­зы­ва­ет, что всё на свете на­ча­ло жить после того, как в земле за­го­рел­ся огонь. (17)А зна­е­те, когда имен­но ма­сте­ри­цы-тка­чи­хи из­го­тов­ля­ли по­ло­тен­ца? (18)Ока­зы­ва­ет­ся, для этого было стро­го опре­делённое время: вес­ной, до на­ча­ла по­ле­вых работ. (19)Со­зда­вая свои ог­нен­ные узоры, кре­стьян­ки как бы про­си­ли сол­ныш­ко све­тить жарче и ско­рее про­гнать стужу, чтобы земля ро­ди­ла на ра­дость людям бо­га­тые плоды... (20)Вот какие тайны хра­нят узоры ста­рин­ных по­ло­те­нец.

 

(По Г. Ду­ра­со­ву)

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, тка­чи­хи из­го­тав­ли­ва­ли по­ло­тен­ца имен­но вес­ной, до на­ча­ла по­ле­вых работ?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ответ может быть сфор­му­ли­ро­ван так:

Со­зда­вая свои ог­нен­ные узоры до на­ча­ла по­ле­вых работ, кре­стьян­ки как бы про­си­ли сол­ныш­ко све­тить жарче и ско­рее про­гнать стужу, чтобы земля ро­ди­ла на ра­дость людям бо­га­тые плоды.

 

Ответ может быть дан в иной, близ­кой по смыс­лу фор­му­ли­ров­ке.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой

недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна

грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка

2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 580
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3
Тип Д4 C4 № 582
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «несли» из пред­ло­же­ния 12. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

 

Несли  — ...


4
Тип Д13 C13 № 583
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «не­за­мыс­ло­ва­тая» из пред­ло­же­ния 6, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

 

Не­за­мыс­ло­ва­тая  — ...