Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 580
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Укра­ше­нию по­ло­те­нец в рус­ской де­рев­не все­гда при­да­ва­ли осо­бое зна­че­ние. (2)Узоры эти по­ра­жа­ют гар­мо­ни­че­ской кра­со­той. (3)Чаще всего они жарко-крас­ные, со стро­гим ре­льеф­ным ри­сун­ком, рас­ки­нув­шим­ся по се­реб­ри­сто­му льну. (4)Сколь­ко вкуса, уме­ния, труда!

(5)Ко­неч­но, укра­ша­ли по­ло­тен­ца так щедро не слу­чай­но. (6)В ста­ри­ну эта не­за­мыс­ло­ва­тая ве­щи­ца со­про­вож­да­ла че­ло­ве­ка, от­ме­чая глав­ные мо­мен­ты его судь­бы. (7)Осо­бым по­ло­тен­цем оти­ра­ли но­во­рождённого. (8)На сва­дьбе же­ни­ха и не­ве­сту ста­ви­ли рядом и свя­зы­ва­ли по­ло­тен­цем – объ­еди­ня­ли в креп­кую семью. (9)И в будни по­ло­тен­ца все­гда были рядом. (10)«Рукотёры» со скром­ным узо­ром ви­се­ли у ру­ко­мой­ни­ка, а вы­мо­ешь лицо  — по­да­дут «ути­раль­ник». (11)Са­мы­ми же на­ряд­ны­ми укра­ша­ли избу: ве­ша­ли в «крас­ный» угол на об­ра­за, на зер­ка­ла и про­сто вдоль стен на крюч­ки.

(12)Де­ла­ли так не толь­ко для кра­со­ты: по ста­рин­но­му по­ве­рью, узоры на по­ло­тен­цах несли в себе силу добра, обе­ре­га­ли от вся­ко­го зла. (13)Фон на тка­нях ма­сте­ри­цы на­зы­ва­ли «землёй», льня­ной холст оли­це­тво­рял Мать Сыру Землю. (14)На «земле» рдеет, бук­валь­но горит яр­ки­ми ни­тя­ми вы­ши­тый ор­на­мент. (15)Это образ огня, схо­дя­ще­го на рав­ни­ну земли и да­ю­ще­го ей жизнь. (16)Древ­няя сла­вян­ская ле­ген­да рас­ска­зы­ва­ет, что всё на свете на­ча­ло жить после того, как в земле за­го­рел­ся огонь. (17)А зна­е­те, когда имен­но ма­сте­ри­цы-тка­чи­хи из­го­тов­ля­ли по­ло­тен­ца? (18)Ока­зы­ва­ет­ся, для этого было стро­го опре­делённое время: вес­ной, до на­ча­ла по­ле­вых работ. (19)Со­зда­вая свои ог­нен­ные узоры, кре­стьян­ки как бы про­си­ли сол­ныш­ко све­тить жарче и ско­рее про­гнать стужу, чтобы земля ро­ди­ла на ра­дость людям бо­га­тые плоды... (20)Вот какие тайны хра­нят узоры ста­рин­ных по­ло­те­нец.

 

(По Г. Ду­ра­со­ву)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

При­мер­ный план.

1.  Укра­ше­нию по­ло­те­нец в рус­ской де­рев­не при­да­ва­ли осо­бое зна­че­ние.

2.  По­ло­тен­ца со­про­вож­да­ли че­ло­ве­ка в глав­ные мо­мен­ты его жизни.

3.  Тайны ста­рин­ных узо­ров на по­ло­тен­цах.

 

В плане в той или иной форме долж­но быть по­сле­до­ва­тель­но пред­став­ле­но со­дер­жа­ние тек­ста, от­ра­же­ны все мик­ро­те­мы тек­ста.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, тка­чи­хи из­го­тав­ли­ва­ли по­ло­тен­ца имен­но вес­ной, до на­ча­ла по­ле­вых работ?


3
Тип Д4 C4 № 582
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «несли» из пред­ло­же­ния 12. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

 

Несли  — ...


4
Тип Д13 C13 № 583
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «не­за­мыс­ло­ва­тая» из пред­ло­же­ния 6, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

 

Не­за­мыс­ло­ва­тая  — ...