Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д4 C4 № 554
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Один из видов гим­на­сти­ки, ко­то­рый тре­бу­ет от спортс­ме­на лов­ко­сти, сме­ло­сти, уме­ния в со­вер­шен­стве вла­деть своим телом и быст­ро ори­ен­ти­ро­вать­ся,  — ак­ро­ба­ти­ка. (2)А что озна­ча­ет само слово «ак­ро­бат»? (3)Если спро­сить об этом у язы­ко­ве­да, то он от­ве­тит, что слово «ак­ро­бат» при­шло к нам из гре­че­ско­го языка. (4)На рус­ском языке оно бук­валь­но обо­зна­ча­ет «че­ло­ве­ка, иду­ще­го на цы­поч­ках, тя­ну­ще­го­ся вверх». (5)Если вы спро­си­те у ис­то­ри­ка, то он обя­за­тель­но вспом­нит об ат­ле­тах-эл­ли­нах, изоб­ра­же­ние ко­то­рых встре­ча­ет­ся на древ­не­гре­че­ских вазах и куб­ках. (6)Храб­рец, от­толк­нув­шись от рогов бе­гу­ще­го быка, де­ла­ет в воз­ду­хе са́льто, что в пе­ре­во­де зна­чит «смер­тель­ный пры­жок». (7)За­дол­го до эл­ли­нов ак­ро­ба­ти­кой за­ни­ма­лись и жи­те­ли Древ­не­го Егип­та. (8)Задав этот же во­прос ис­кус­ство­ве­ду, вы услы­ши­те ис­то­рию о бро­дя­чих ар­ти­стах. (9)Стран­ствуя по го­ро­дам Древ­не­го Рима, они по­ка­зы­ва­ли на­ро­ду своё уме­ние хо­дить по ка­на­ту. (10)Да и сей­час ак­ро­бат  — же­лан­ный гость цирка.

(11)По сло­вам зна­то­ка спор­та, со­вре­мен­ная ак­ро­ба­ти­ка  — до­ступ­ный, ин­те­рес­ный и уни­вер­саль­ный вид спор­та. (12)Ак­ро­ба­ти­кой за­ни­ма­ют­ся на тре­ни­ров­ках мно­гие спортс­ме­ны: и гим­на­сты, и пры­гу­ны в воду, и фи­гу­ри­сты, и во­лей­бо­ли­сты. (13)Каж­дый ак­ро­бат ма­стер­ски де­ла­ет стой­ки на руках, пе­ре­во­ро­ты, са́льто, ходит «ко­ле­сом». (14)А ещё каж­дый ак­ро­бат умеет де­лать стой­ку на бёдрах партнёра, стой­ку но­га­ми на его руках или на го­ло­ве.

(15)Ин­те­рес­но, что, от­ве­чая на во­прос об ак­ро­ба­те, зна­ток со­вре­мен­но­го спор­та сна­ча­ла по­вто­рил всё уже ска­зан­ное до него язы­ко­ве­дом, ис­то­ри­ком и ис­кус­ство­ве­дом. (16)И толь­ко после этого он стал рас­ска­зы­вать о со­вре­мен­ных ак­ро­ба­тах и со­вре­мен­ной ак­ро­ба­ти­ке. (17)Как видно, спортс­ме­ны очень гор­дят­ся её про­шлым и само́й ис­то­ри­ей про­ис­хож­де­ния.

 

(По Г. Юр­ми­ну)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ис­то­рия» из пред­ло­же­ния 8. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

 

Ис­то­рия  — ...

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте.

В кон­тек­сте ука­зан­но­го в за­да­нии пред­ло­же­ния может быть дано такое объ­яс­не­ние: Ис­то­рия  — рас­сказ, по­вест­во­ва­ние.

(Может быть дано иное, близ­кое по смыс­лу объ­яс­не­ние. В объ­яс­не­нии в той или иной форме в кон­тек­сте ука­зан­но­го в за­да­нии пред­ло­же­ния долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но зна­че­ние слова.)

2)  Са­мо­сто­я­тель­но со­став­лен­ное пред­ло­же­ние, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии. Ва­ри­ант от­ве­та: Без зна­ния ис­то­рии своей стра­ны не­воз­мож­но стать на­сто­я­щим пат­ри­о­том.

 

Воз­мож­ны ва­ри­ан­ты пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­рых дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в иных зна­че­ни­ях.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Со­став­ле­ние пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 552
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, со­вре­мен­ная ак­ро­ба­ти­ка  — уни­вер­саль­ный вид спор­та?


4
Тип Д13 C13 № 555
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «сме­лость» из пред­ло­же­ния 1, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

 

Сме­лость  — ...