Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д4 C4 № 905
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)С глу­бо­кой древ­но­сти люди ис­ка­ли и при­ду­мы­ва­ли раз­ные при­спо­соб­ле­ния для из­ме­ре­ния вре­ме­ни. (2)В ко­ме­дии, ко­то­рая была на­пи­са­на гре­че­ским дра­ма­тур­гом Ари­сто­фа­ном две ты­ся­чи три­ста лет тому назад, есть такой эпи­зод. (3)Жи­тель­ни­ца Афин го­во­рит сво­е­му мужу: «Когда тень будет в де­сять шагов, при­хо­ди ужи­нать». (4)Что зна­чит это вы­ра­же­ние «тень в де­сять шагов»? (5)По-ви­ди­мо­му, не­да­ле­ко от дома, в ко­то­ром жили су­пру­ги, стоял столб или па­мят­ник. (6)В сол­неч­ный день он от­бра­сы­вал тень. (7)Чтобы узнать, ко­то­рый час, про­хо­жие ме­ри­ли тень ша­га­ми. (8)Утром она была длин­нее, в пол­день ста­но­ви­лась со­всем ко­ро­тень­кой, а к ве­че­ру опять удли­ня­лась. (9)Столб, ко­то­рый ис­поль­зо­ва­ли как часы, на­зы­вал­ся «гно́мон».

(10)Ко­неч­но, гно­мон был не­удоб­ны­ми ча­са­ми: он по­ка­зы­вал время толь­ко в сол­неч­ный день и очень не­точ­но. (11)И его нель­зя было взять в до­ро­гу, а в до­ро­ге часы так не­об­хо­ди­мы. (12)Ин­дий­ские ни­щен­ству­ю­щие мо­на­хи  — фа­ки­ры  — ре­ши­ли за­да­чу опре­де­ле­ния вре­ме­ни в пути до­воль­но про­сто: они пре­вра­ти­ли в часы обык­но­вен­ную до­рож­ную палку. (13)От­прав­ля­ясь в далёкое пу­те­ше­ствие, факир брал с собой посох осо­бен­но­го устрой­ства. (14)Посох был не круг­лым, как обыч­ная палка, а вось­ми­гран­ным. (15)На­вер­ху в каж­дой грани вы­свер­ли­ва­ли от­вер­стие, в ко­то­рое встав­ля­лась ма­лень­кая па­лоч­ка. (16)Чтобы узнать время, факир под­ни­мал свой посох, держа его за шну­рок. (17)Тень, па­да­ю­щая от па­лоч­ки на грань от­вес­но ви­ся­ще­го по­со­ха, по­ка­зы­ва­ла, ко­то­рый час. (18)Длину тени здесь не надо было каж­дый раз ме­рить, по­то­му что на грани были вы­ре­за­ны чёрточ­ки, обо­зна­ча­ю­щие часы. (19)Но зачем тогда нужно столь­ко гра­ней?

(20)Дело в том, что в раз­ное время года ви­ди­мый путь солн­ца раз­ли­чен. (21)По­это­му и тень, ко­то­рая во всём за­ви­сит от солн­ца, ведёт себя летом и зимой не­оди­на­ко­во. (22)Летом солн­це под­ни­ма­ет­ся на небе выше, чем зимой, по­это­му и тень в лет­ний пол­день ко­ро­че, чем в зим­ний. (23)В этом зна­чи­мость гра­ней по­со­ха. (24)Каж­дая грань раз­ме­че­на для од­но­го ка­ко­го-ни­будь вре­ме­ни года и не го­дит­ся для дру­го­го.

 

(По М. Ильи­ну)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ме­рить» («ме­ри­ли») из пред­ло­же­ния 7. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ме­рить  — опре­де­лять ве­ли­чи­ну, про­тяжённость какой-либо мерой (ша­га­ми, ру­лет­кой и т. д.).

В ма­га­зи­не я ме­ри­ла пла­тья из новой кол­лек­ции.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Со­став­ле­ние пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2019 год. Ва­ри­ант 8
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип Д11 C11 № 902
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 903
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3
Тип Д3 C3 № 904
i

По­че­му ин­дий­ские мо­на­хи де­ла­ли посох мно­го­гран­ным?


4
Тип Д13 C13 № 906
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «зна­чи­мость» из пред­ло­же­ния 23, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.