Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 C11 № 902
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)С глу­бо­кой древ­но­сти люди ис­ка­ли и при­ду­мы­ва­ли раз­ные при­спо­соб­ле­ния для из­ме­ре­ния вре­ме­ни. (2)В ко­ме­дии, ко­то­рая была на­пи­са­на гре­че­ским дра­ма­тур­гом Ари­сто­фа­ном две ты­ся­чи три­ста лет тому назад, есть такой эпи­зод. (3)Жи­тель­ни­ца Афин го­во­рит сво­е­му мужу: «Когда тень будет в де­сять шагов, при­хо­ди ужи­нать». (4)Что зна­чит это вы­ра­же­ние «тень в де­сять шагов»? (5)По-ви­ди­мо­му, не­да­ле­ко от дома, в ко­то­ром жили су­пру­ги, стоял столб или па­мят­ник. (6)В сол­неч­ный день он от­бра­сы­вал тень. (7)Чтобы узнать, ко­то­рый час, про­хо­жие ме­ри­ли тень ша­га­ми. (8)Утром она была длин­нее, в пол­день ста­но­ви­лась со­всем ко­ро­тень­кой, а к ве­че­ру опять удли­ня­лась. (9)Столб, ко­то­рый ис­поль­зо­ва­ли как часы, на­зы­вал­ся «гно́мон».

(10)Ко­неч­но, гно­мон был не­удоб­ны­ми ча­са­ми: он по­ка­зы­вал время толь­ко в сол­неч­ный день и очень не­точ­но. (11)И его нель­зя было взять в до­ро­гу, а в до­ро­ге часы так не­об­хо­ди­мы. (12)Ин­дий­ские ни­щен­ству­ю­щие мо­на­хи  — фа­ки­ры  — ре­ши­ли за­да­чу опре­де­ле­ния вре­ме­ни в пути до­воль­но про­сто: они пре­вра­ти­ли в часы обык­но­вен­ную до­рож­ную палку. (13)От­прав­ля­ясь в далёкое пу­те­ше­ствие, факир брал с собой посох осо­бен­но­го устрой­ства. (14)Посох был не круг­лым, как обыч­ная палка, а вось­ми­гран­ным. (15)На­вер­ху в каж­дой грани вы­свер­ли­ва­ли от­вер­стие, в ко­то­рое встав­ля­лась ма­лень­кая па­лоч­ка. (16)Чтобы узнать время, факир под­ни­мал свой посох, держа его за шну­рок. (17)Тень, па­да­ю­щая от па­лоч­ки на грань от­вес­но ви­ся­ще­го по­со­ха, по­ка­зы­ва­ла, ко­то­рый час. (18)Длину тени здесь не надо было каж­дый раз ме­рить, по­то­му что на грани были вы­ре­за­ны чёрточ­ки, обо­зна­ча­ю­щие часы. (19)Но зачем тогда нужно столь­ко гра­ней?

(20)Дело в том, что в раз­ное время года ви­ди­мый путь солн­ца раз­ли­чен. (21)По­это­му и тень, ко­то­рая во всём за­ви­сит от солн­ца, ведёт себя летом и зимой не­оди­на­ко­во. (22)Летом солн­це под­ни­ма­ет­ся на небе выше, чем зимой, по­это­му и тень в лет­ний пол­день ко­ро­че, чем в зим­ний. (23)В этом зна­чи­мость гра­ней по­со­ха. (24)Каж­дая грань раз­ме­че­на для од­но­го ка­ко­го-ни­будь вре­ме­ни года и не го­дит­ся для дру­го­го.

 

(По М. Ильи­ну)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

С глу­бо­кой древ­но­сти люди ис­ка­ли и со­зда­ва­ли ин­стру­мен­ты для из­ме­ре­ния вре­ме­ни.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2019 год. Ва­ри­ант 8
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д12 C12 № 903
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


2
Тип Д3 C3 № 904
i

По­че­му ин­дий­ские мо­на­хи де­ла­ли посох мно­го­гран­ным?


3
Тип Д4 C4 № 905
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ме­рить» («ме­ри­ли») из пред­ло­же­ния 7. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 906
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «зна­чи­мость» из пред­ло­же­ния 23, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.