Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 6235
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)В Рос­сии взрос­лых людей при­ня­то на­зы­вать по имени и от­че­ству. (2)Слова «от­че­ство» и «оте­че­ство» со­звуч­ны, по­хо­жи. (3)Это не про­стое сов­па­де­ние. (4)Слово «от­че­ство» ука­зы­ва­ет на тво­е­го пред­ка, а «оте­че­ство» озна­ча­ет стра­ну пред­ков, то есть отцов. (5)Это род­ствен­ные слова. (6)Даже чув­ства они вы­зы­ва­ют в наших душах одни и те же: ува­же­ние и лю­бовь. (7)В ста­ри­ну тех, кто не любил своей Ро­ди­ны и не пом­нил пред­ков, счи­та­ли не­куль­тур­ны­ми и даже по­до­зри­тель­ны­ми лю­дь­ми.

(8)От­че­ство, то есть имя отца, до­бав­лен­ное к соб­ствен­но­му имени, воз­ник­ло очень давно, ещё в де­ся­том веке. (9)Зву­ча­ли тогда от­че­ства при­мер­но так: «Иван, сын Пет­ров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но по­доб­ные имена счи­та­ли по­лу­от­че­ства­ми  — так на­зы­ва­ли не­знат­ных, про­стых людей. (11)Позд­нее из со­кращённого ва­ри­ан­та по­лу­от­честв по­яви­лись фа­ми­лии  — Пет­ров, Лукин и мно­же­ство дру­гих.

(12)А при­выч­ные для нас от­че­ства: Сте­па­но­вич, Ан­дре­евич, Фёдо­ро­вич  — в ста­ри­ну могли по­лу­чить толь­ко знат­ные люди Мос­ков­ской Руси. (13)Такое от­че­ство было срод­ни ти­ту­лу или знаку ве­ли­чия. (14)Его но­си­ли кня­зья, ари­сто­кра­ты, потом­ствен­ные дво­ря­не или цер­ков­но­слу­жи­те­ли. (15)Не зря в древ­но­сти спра­ши­ва­ли: «Как вас звать-ве­ли­чать?» (16)На­при­мер, ве­ли­ко­го князя ве­ли­ча­ли не толь­ко по отцу: к его имени при­бав­ля­ли имена деда, пра­де­да и пра­пра­де­да. (17)Пол­ное имя ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра тогда зву­ча­ло так: «Князь Вла­ди­мир, сын Свя­то­сла­ва, внук Все­во­ло­да, пра­внук Олега, пра­пра­внук Свя­то­сла­ва…» (18)С пят­на­дца­то­го века воз­ник­ла тра­ди­ция на­граж­де­ния от­че­ства­ми обыч­ных людей  — в ка­че­стве на­гра­ды за вер­ную служ­бу или осо­бые за­слу­ги. (19)Че­ло­ве­ка, не от­ли­чив­ше­го­ся та­ки­ми до­сти­же­ни­я­ми, до ста­ро­сти все звали толь­ко по имени.

 

(По книге «Моя семья»)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Слова «от­че­ство» и «оте­че­ство» род­ствен­ные.

2.  По­лу­от­че­ства­ми на­зы­ва­ли про­стых людей. / Воз­ник­но­ве­ние фа­ми­лий и по­лу­от­честв.

3.  От­че­ство в Мос­ков­ской Руси  — при­знак знат­но­сти че­ло­ве­ка или его осо­бых за­слуг.


-------------
Дублирует задание № 889.
Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
1

2

3

По­че­му с пят­на­дца­то­го века не­ко­то­рых не­знат­ных людей Мос­ков­ской Руси на­ча­ли ве­ли­чать по от­че­ству?


4

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «обыч­ный» («обыч­ных») из пред­ло­же­ния 18. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


5

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «ве­ли­чать» из пред­ло­же­ния 16, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.