Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)В Рос­сии взрос­лых людей при­ня­то на­зы­вать по имени и от­че­ству. (2)Слова «от­че­ство» и «оте­че­ство» со­звуч­ны, по­хо­жи. (3)Это не про­стое сов­па­де­ние. (4)Слово «от­че­ство» ука­зы­ва­ет на тво­е­го пред­ка, а «оте­че­ство» озна­ча­ет стра­ну пред­ков, то есть отцов. (5)Это род­ствен­ные слова. (6)Даже чув­ства они вы­зы­ва­ют в наших душах одни и те же: ува­же­ние и лю­бовь. (7)В ста­ри­ну тех, кто не любил своей Ро­ди­ны и не пом­нил пред­ков, счи­та­ли не­куль­тур­ны­ми и даже по­до­зри­тель­ны­ми лю­дь­ми.

(8)От­че­ство, то есть имя отца, до­бав­лен­ное к соб­ствен­но­му имени, воз­ник­ло очень давно, ещё в де­ся­том веке. (9)Зву­ча­ли тогда от­че­ства при­мер­но так: «Иван, сын Пет­ров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но по­доб­ные имена счи­та­ли по­лу­от­че­ства­ми  — так на­зы­ва­ли не­знат­ных, про­стых людей. (11)Позд­нее из со­кращённого ва­ри­ан­та по­лу­от­честв по­яви­лись фа­ми­лии  — Пет­ров, Лукин и мно­же­ство дру­гих.

(12)А при­выч­ные для нас от­че­ства: Сте­па­но­вич, Ан­дре­евич, Фёдо­ро­вич  — в ста­ри­ну могли по­лу­чить толь­ко знат­ные люди Мос­ков­ской Руси. (13)Такое от­че­ство было срод­ни ти­ту­лу или знаку ве­ли­чия. (14)Его но­си­ли кня­зья, ари­сто­кра­ты, потом­ствен­ные дво­ря­не или цер­ков­но­слу­жи­те­ли. (15)Не зря в древ­но­сти спра­ши­ва­ли: «Как вас звать-ве­ли­чать?» (16)На­при­мер, ве­ли­ко­го князя ве­ли­ча­ли не толь­ко по отцу: к его имени при­бав­ля­ли имена деда, пра­де­да и пра­пра­де­да. (17)Пол­ное имя ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра тогда зву­ча­ло так: «Князь Вла­ди­мир, сын Свя­то­сла­ва, внук Все­во­ло­да, пра­внук Олега, пра­пра­внук Свя­то­сла­ва…» (18)С пят­на­дца­то­го века воз­ник­ла тра­ди­ция на­граж­де­ния от­че­ства­ми обыч­ных людей  — в ка­че­стве на­гра­ды за вер­ную служ­бу или осо­бые за­слу­ги. (19)Че­ло­ве­ка, не от­ли­чив­ше­го­ся та­ки­ми до­сти­же­ни­я­ми, до ста­ро­сти все звали толь­ко по имени.

 

(По книге «Моя семья»)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «обыч­ный» («обыч­ных») из пред­ло­же­ния 18. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Обыч­ный  — про­стой, не­знат­ный.

День се­год­ня был обыч­ный, с при­выч­ным рас­по­ряд­ком дня.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Со­став­ле­ние пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1

2

3

По­че­му с пят­на­дца­то­го века не­ко­то­рых не­знат­ных людей Мос­ков­ской Руси на­ча­ли ве­ли­чать по от­че­ству?


4

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «ве­ли­чать» из пред­ло­же­ния 16, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.