Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 594
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Белка  — сим­па­тич­ная лес­ная жи­тель­ни­ца, об­ла­да­тель­ни­ца пу­ши­сто­го хво­ста, при­да­ю­ще­го зверь­ку осо­бое оча­ро­ва­ние. (2)Хвост  — часть по­зво­ноч­ни­ка; там на­хо­дят­ся мышцы и кро­ве­нос­ные со­су­ды. (3)По­это­му хвост очень чув­стви­те­лен, осо­бен­но в хо­лод­ную по­го­ду. (4)Пыш­ность хво­ста по­мо­га­ет со­хра­нять внут­ри него не­об­хо­ди­мое тепло.

(5)Но хвост нужен жи­вот­но­му не для кра­со­ты. (6)Вы ви­де­ли, как легко белка пе­ре­пры­ги­ва­ет с одной вы­со­кой ветки на дру­гую? (7)По­мо­га­ет ей как раз хвост  — од­но­вре­мен­но руль и па­ра­шют  — для быст­ро­го пе­ре­дви­же­ния и мяг­ко­го при­зем­ле­ния. (8)Также хвост не­об­хо­дим белке в мо­ро­зы. (9)Длина хво­ста прак­ти­че­ски равна длине бе­ли­чье­го ту­ло­ви­ща, по­это­му лес­ная кра­са­ви­ца, когда спит, ис­поль­зу­ет хвост как уют­ное оде­яль­це. (10)Белки ста­ра­тель­но уха­жи­ва­ют за хво­стом, чи­стят его, чтобы он не был гряз­ным или мок­рым. (11)Так, во время пе­ре­пра­вы через реку ту­ло­ви­ще жи­вот­но­го на­хо­дит­ся в воде, а хвост  — над водой: и для под­дер­жа­ния рав­но­ве­сия, и для пущей со­хран­но­сти!

(12)Один охот­ник опи­сал по­ра­зив­шую его бе­ли­чью пе­ре­пра­ву. (13)Число зверь­ков до­сти­га­ло не­сколь­ких тысяч. (14)Шум и визг раз­но­си­лись над рекой, зверь­ки вол­но­ва­лись. (15)На­ко­нец не­сколь­ко белок (ви­ди­мо, самые опыт­ные плов­цы) по­до­шли к воде и бро­си­лись вплавь. (16)Слов­но по ко­ман­де, за ними ри­ну­лись осталь­ные. (17)Белки изо всех сил ра­бо­та­ли лап­ка­ми и плыли, вы­со­ко под­няв сул­тан­чи­ки хво­стов. (18)Те­че­ние при­би­ва­ло их к от­ме­ли на дру­гом бе­ре­гу. (19)Самый страш­ный враг белок на воде  — ветер. (20)Он «сби­ва­ет» пу­ши­стые хво­сты в воду. (21)На­мок­ший хвост ста­но­вит­ся тяжёлым яко­рем, тащит зверь­ка на дно. (22)По­то­му в не­по­го­ду белки не на­чи­на­ют пе­ре­пра­ву, пока не успо­ко­ит­ся ветер.

 

(По ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

При­мер­ный план.

1.  Стро­е­ние бе­ли­чье­го хво­ста.

2.  Хвост не для кра­со­ты.

3.  Хвост по­мо­га­ет пе­ре­пра­вить­ся через реку.

 

В плане в той или иной форме долж­но быть по­сле­до­ва­тель­но пред­став­ле­но со­дер­жа­ние тек­ста, от­ра­же­ны все мик­ро­те­мы тек­ста.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

По­че­му бе­ли­чий хвост, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, очень чув­стви­те­лен к хо­ло­дам?


3
Тип Д4 C4 № 596
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ра­бо­та­ли» из пред­ло­же­ния 17. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

 

Ра­бо­та­ли  — ...


4
Тип Д13 C13 № 597
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «бро­си­лись» из пред­ло­же­ния 15, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

 

Бро­си­лись  — ...