Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 C11 № 5500
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Было это в 1944 году, на­ка­ну­не осво­бож­де­ния Пуш­кин­ских гор от фа­ши­стов. (2)На пе­ре­до­вую при­бы­ли про­фес­со­ра-пуш­ки­ни­сты. (3)Под­пол­ков­ник пред­ста­вил бой­цам го­стей и ска­зал: «А сей­час слово о Пуш­ки­не про­из­несёт Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Бла­гой». (4)И в цен­тре ба­та­реи по­явил­ся вы­со­кий че­ло­век в очках с тол­сты­ми стёклами, чтобы на­чать первую в своей жизни лек­цию на ар­тил­ле­рий­ской по­зи­ции. (5)Бла­гой смущённо улы­бал­ся, огля­ды­вая со­брав­ших­ся бли­зо­ру­ки­ми гла­за­ми. (6)Всем было по­нят­но вол­не­ние про­фес­со­ра. (7)Что-то не­обык­но­вен­ное было в том, как под этим свет­лым мар­тов­ским небом, в на­пряжённой ти­ши­не, ко­то­рая могла еже­ми­нут­но раз­ру­шить­ся, где огонь мог воз­об­ла­дать над сло­вом, со­бра­лись ба­та­рей­цы по­слу­шать лек­цию о поэте  — без от­ры­ва от своих ору­дий.

— (8)На­прав­ля­ясь к вам,  — начал Дмит­рий Дмит­ри­е­вич,  — мы про­ез­жа­ли раз­ру­шен­ный Но­вор­жев и уви­де­ли на одной из раз­ва­лин над­пись: «АД!» (9)Мы даже не очень ей уди­ви­лись, так ужас­на была от­крыв­ша­я­ся нам кар­ти­на. (10)Но потом нам объ­яс­ни­ли, что это был об­ло­мок стек­лян­ной таб­лич­ки «Дет­ский сад». (11)Пред­став­ля­е­те, как это страш­но? (12)В ад хотят пре­вра­тить нашу землю. (13)Враги за­ду­ма­ли рас­топ­тать всё: наши сады и нашу по­э­зию. (14)Но Пуш­ки­на, как и Рос­сию, уни­что­жить нель­зя. (15)Го­голь ска­зал об Алек­сан­дре Сер­ге­е­ви­че: «В нём рус­ская при­ро­да, рус­ская душа, рус­ский язык от­ра­зи­лись в такой же чи­сто­те, в какой от­ра­жа­ет­ся ланд­шафт на вы­пук­лой по­верх­но­сти оп­ти­че­ско­го стек­ла». (16)Вслу­шай­тесь в эти слова, и вы осо­зна­е­те всю их не­оспо­ри­мость.

(17)Про­фес­сор го­во­рил всё взвол­но­ван­ней. (18)Он перешёл к рас­ска­зу о пуш­кин­ском на­сле­дии. (19)И ока­за­лось, что ауди­то­рия, со­брав­ша­я­ся на ар­тил­ле­рий­ской по­зи­ции, так же вос­при­им­чи­ва и чутка, как та, к ко­то­рой он об­ра­щал­ся в уни­вер­си­те­те. (20)А не­обыч­ность об­ста­нов­ки лишь уси­ли­ва­ла при­под­ня­тую на­стро­ен­ность лек­то­ра и слу­ша­те­лей. (21)И ба­та­рей­цы чув­ство­ва­ли себя при­част­ны­ми к жизни ве­ли­ко­го поэта, со­участ­ни­ка­ми того, что было здесь когда-то. (22)Всё окру­жа­ю­щее ста­но­ви­лось своим.

 

(По Я. Хе­лем­ско­му)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Рас­сказ про­фес­со­ра-пуш­ки­ни­ста о зна­че­нии Пуш­ки­на для Рос­сии бли­зок и по­ня­тен каж­до­му: и слу­ша­те­лю уни­вер­си­те­та, и про­сто­му сол­да­ту.


-------------
Дублирует задание № 874.
Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3

По­че­му про­фес­сор-пуш­ки­нист Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Бла­гой вол­но­вал­ся перед вы­ступ­ле­ни­ем на ар­тил­ле­рий­ской по­зи­ции?


4

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «кар­ти­на» из пред­ло­же­ния 9. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


5

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «воз­об­ла­дать» из пред­ло­же­ния 7, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.