Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д4 C4 № 5419
i

Текст 2

(1)Каж­дый знает во­ро­бья, во­ро­ну, го­лу­бя, но для опо­зна­ния мно­гих птиц по­дроб­но знать их окрас­ку не обя­за­тель­но: се­рень­кий, у ног пры­га­ет  — это и есть во­ро­бей. (2)Часто птиц узна­ют не по окрас­ке, даже не по внеш­не­му виду  — об­ли­ку. (3)Опыт­но­му охот­ни­ку стоит лишь мель­ком, из­да­ли уви­деть про­ле­та­ю­щую птицу  — он без­оши­боч­но опре­де­лит: ряб­чик, бека́с, жу­равль, гага́ра. (4)Окрас­ку он не успел раз­гля­деть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вме­стил в себя всё: и облик птицы, и её по­ве­де­ние. (8)Си­лу­эт, раз­ме­ры, голос  — даже место и время встре­чи!

(9)Охот­ни­ки и пи­са­те­ли чаще всего в рас­ска­зах пе­ре­да­ют образ птицы: то глав­ное и все­объ­ем­лю­щее, что при­су­ще каж­дой из них. (10)Вот как пи­са­тель М. М. При­швин опи­сал тря­со­гуз­ку: «С чёрным гал­стуч­ком, в свет­ло-сером от­лич­но на­тя­ну­том пла­тьи­це, живая, на­смеш­ли­вая, рас­ка­чи­ва­лась на своих то­нень­ких пру­жи­ни­стых нож­ках». (11)А дру­гой пи­са­тель, В. В. Би­ан­ки, до­ба­вил: «Тря­со­гуз­ка в полёте мор­га­ет кры­лыш­ка­ми». (12)Всё вме­сте это на­столь­ко точно, что и без упо­ми­на­ния имени все бы узна­ли эту птич­ку.

(13)Так же об­сто­ит дело и с пе­ре­да­чей го­ло­сов птиц. (14)Можно по­пы­тать­ся за­пи­сать го­ло­са с по­мо­щью нот­ных зна­ков, пе­ре­дать бук­ва­ми или осо­бы­ми услов­ны­ми знач­ка­ми. (15)А можно и по-дру­го­му, как это часто де­ла­ют те же пи­са­те­ли и охот­ни­ки: «пе­ре­во­дят» с пти­чье­го языка на че­ло­ве­че­ский. (16)Вот как пе­ре­во­дил пти­чьи го­ло­са В. В. Би­ан­ки: сне­гирь  — «жуть жуть!», че­че­ви­ца  — «Триш­ку видел?», пе­ре­пел  — «спать пора, спать пора!», пе­ноч­ка-тень­ков­ка  — «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж  — «чулки, чулки, ва­реж­ки!».

 

(По Н. Слад­ко­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «пе­ре­да­ча» («с пе­ре­да­чей») из пред­ло­же­ния 13. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Пе­ре­да­ча  — изоб­ра­же­ние, вос­про­из­ве­де­ние.

2.  По вы­ход­ным наша семья смот­рит по те­ле­ви­зо­ру му­зы­каль­ную пе­ре­да­чу.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Со­став­ле­ние пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2022 год. Ва­ри­ант 2
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип Д11 C11 № 5416
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 5417
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3
Тип Д3 C3 № 5418
i

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, узнать птицу по­мо­га­ет имен­но её образ?


4
Тип Д13 C13 № 5420
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «осо­бые» («осо­бы­ми») из пред­ло­же­ния 14, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.