Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 5417
i

Текст 2

(1)Каж­дый знает во­ро­бья, во­ро­ну, го­лу­бя, но для опо­зна­ния мно­гих птиц по­дроб­но знать их окрас­ку не обя­за­тель­но: се­рень­кий, у ног пры­га­ет  — это и есть во­ро­бей. (2)Часто птиц узна­ют не по окрас­ке, даже не по внеш­не­му виду  — об­ли­ку. (3)Опыт­но­му охот­ни­ку стоит лишь мель­ком, из­да­ли уви­деть про­ле­та­ю­щую птицу  — он без­оши­боч­но опре­де­лит: ряб­чик, бека́с, жу­равль, гага́ра. (4)Окрас­ку он не успел раз­гля­деть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вме­стил в себя всё: и облик птицы, и её по­ве­де­ние. (8)Си­лу­эт, раз­ме­ры, голос  — даже место и время встре­чи!

(9)Охот­ни­ки и пи­са­те­ли чаще всего в рас­ска­зах пе­ре­да­ют образ птицы: то глав­ное и все­объ­ем­лю­щее, что при­су­ще каж­дой из них. (10)Вот как пи­са­тель М. М. При­швин опи­сал тря­со­гуз­ку: «С чёрным гал­стуч­ком, в свет­ло-сером от­лич­но на­тя­ну­том пла­тьи­це, живая, на­смеш­ли­вая, рас­ка­чи­ва­лась на своих то­нень­ких пру­жи­ни­стых нож­ках». (11)А дру­гой пи­са­тель, В. В. Би­ан­ки, до­ба­вил: «Тря­со­гуз­ка в полёте мор­га­ет кры­лыш­ка­ми». (12)Всё вме­сте это на­столь­ко точно, что и без упо­ми­на­ния имени все бы узна­ли эту птич­ку.

(13)Так же об­сто­ит дело и с пе­ре­да­чей го­ло­сов птиц. (14)Можно по­пы­тать­ся за­пи­сать го­ло­са с по­мо­щью нот­ных зна­ков, пе­ре­дать бук­ва­ми или осо­бы­ми услов­ны­ми знач­ка­ми. (15)А можно и по-дру­го­му, как это часто де­ла­ют те же пи­са­те­ли и охот­ни­ки: «пе­ре­во­дят» с пти­чье­го языка на че­ло­ве­че­ский. (16)Вот как пе­ре­во­дил пти­чьи го­ло­са В. В. Би­ан­ки: сне­гирь  — «жуть жуть!», че­че­ви­ца  — «Триш­ку видел?», пе­ре­пел  — «спать пора, спать пора!», пе­ноч­ка-тень­ков­ка  — «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж  — «чулки, чулки, ва­реж­ки!».

 

(По Н. Слад­ко­ву)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Облик и образ птицы.

2.  Образ птицы в рас­ска­зах рус­ских пи­са­те­лей.

3.  Пти­чий язык «в пе­ре­во­де» на че­ло­ве­че­ский.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2022 год. Ва­ри­ант 2
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д11 C11 № 5416
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д3 C3 № 5418
i

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, узнать птицу по­мо­га­ет имен­но её образ?


3
Тип Д4 C4 № 5419
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «пе­ре­да­ча» («с пе­ре­да­чей») из пред­ло­же­ния 13. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 5420
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «осо­бые» («осо­бы­ми») из пред­ло­же­ния 14, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.