Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 4977
i

Текст 2

 

(1)Во все вре­ме­на наши пред­ки охот­но обу­ва­лись в лапти: лапти не на­ти­ра­ли ноги, «ды­ша­ли»; на­ря­ду с по­все­днев­ны­ми су­ще­ство­ва­ли и празд­нич­ные мо­де­ли с не­по­вто­ри­мым узо­ром. (2)Пле­те­ние лап­тей со­вер­шен­ство­ва­лось на про­тя­же­нии мно­гих веков и по­сте­пен­но пре­вра­ти­лось в на­сто­я­щее ис­кус­ство. (3)«Не учась, и лаптя не сплетёшь»,  — гла­сит по­сло­ви­ца.

(4)Обыч­но лапти плели из лыка липы, вяза, ра­ки­ты. (5)Лыко  — во­лок­ни­стая внут­рен­няя часть коры де­ре­ва. (6)Луч­шим счи­та­лось лыко мо­ло­дых де­ре­вьев, до­бы­тое вес­ной, когда толь­ко на­чи­на­ли рас­пус­кать­ся ли­сточ­ки. (7)Ста­рые де­ре­вья не го­ди­лись, по­сколь­ку у них лыко было слиш­ком жёстким. (8)Лыко ак­ку­рат­но сди­ра­ли со ство­ла, вы­ре­за­ли сучки, об­ди­ра­ли гру­бую кору и за­ма­чи­ва­ли для раз­мяг­че­ния. (9)По­доб­ным же об­ра­зом под­го­тав­ли­ва­ли и бе­ре­сту  — кору, сня­тую с берёзы. (10)Перед пле­те­ни­ем лап­тей лыко на­ре­за­ли в ленты ши­ри­ной три − пять сан­ти­мет­ров. (11)Ино­гда лапти де­ла­ли из тон­ких кор­ней, верёвок, из кон­ских грив и хво­стов и даже из со­ло­мы.

(12)Пле­те­ние лаптя обыч­но на­чи­на­ли с носка, на ко­то­ром пе­ре­кре­щи­ва­лись две на­чаль­ные ленты. (13)В се­вер­ных рай­о­нах плели лапти с тупым кон­цом, а на юге — с ост­рым. (14)Ко­ли­че­ство лент уве­ли­чи­ва­лось и до­сти­га­ло мак­си­му­ма у по­дош­вы (15)Ино­гда ко­ли­че­ство лент до­хо­ди­ло до шести или семи. (16)По ко­ли­че­ству полос лыка, при­ме­няв­ше­го­ся для пле­те­ния, лапти на­зы­ва­ли пя­те­ри­ка­ми, ше­сте­ри­ка­ми, се­ме­ри­ка­ми. (17)Пле­те­ние лаптя могло быть пря­мым или косым. (18)В древ­но­сти лапти плели от­дель­но для каж­дой ноги, и лишь с сем­на­дца­то­го века стали ис­поль­зо­вать еди­ную ко­лод­ку, оди­на­ко­вую для обеих ног. (19)По краю лаптя концы лыка ак­ку­рат­но об­ре­за­ли, за­ги­ба­ли и под­би­ва­ли осо­бым ин­стру­мен­том  — свай­кой. (20)В зад­нюю часть лаптя впле­та­ли опоры  — ко­жа­ные узкие ре­меш­ки или верёвки из ко­ноп­ля­но­го во­лок­на. (21)При на­де­ва­нии на ногу они пе­ре­пле­та­лись во­круг го­ле­ни и за­креп­ля­ли ла­поть.

 

(По ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Пле­те­ние лап­тей как ис­кус­ство.

2.  Под­го­тов­ка ма­те­ри­а­ла для пле­те­ния лап­тей.

3.  Про­цесс пле­те­ния лап­тей. ИЛИ Как плели лапти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2021 год. Ва­ри­ант 13
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д11 C11 № 4976
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д3 C3 № 4978
i

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, со ста­рых де­ре­вьев не сди­ра­ли лыко для пле­те­ния лап­тей?


3
Тип Д4 C4 № 4979
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «гру­бая» («гру­бую») из пред­ло­же­ния 8. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 4980
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «гла­сить» («гла­сит») из пред­ло­же­ния 3, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.