Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст 2

 

(1)У нас есть свя­ты­ня  — рус­ский язык. (2)Век за веком шёл своим не­по­вто­ри­мым ис­то­ри­че­ским путём рус­ский народ. (3)И во все вре­ме­на его не­из­мен­ным «спут­ни­ком» был рус­ский язык. (4)Ме­ня­лись века, обы­чаи, нравы, формы устрой­ства и пси­хо­ло­гия, пре­тер­пе­вал из­ме­не­ния и язык на­ро­да. (5)И всё же на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий он оста­вал­ся всё тем же рус­ским язы­ком.

(6)С дет­ских лет и до самой ста­ро­сти жизнь че­ло­ве­ка не­раз­рыв­но свя­за­на с язы­ком. (7)Пер­вые слоги «ма-ма», ко­лы­бель­ные, сказ­ки, стихи  — и вот уже зна­ком­ство с рус­ским язы­ком на­ча­лось. (8)Оно про­дол­жа­ет­ся на про­тя­же­нии всей нашей жизни. (9)По­сред­ством слова, чте­ния, речи мы узнаём о мно­гом. (10)Мы по­сти­га­ем мир по­сред­ством слова. (11)Рас­ска­зы учи­те­лей, бе­се­ды с мамой, хо­ро­шие книги, увле­ка­тель­ные ки­но­филь­мы, нуж­ная ин­фор­ма­ция с элек­трон­ных но­си­те­лей  — и мир ста­но­вит­ся нам ближе. (12)Все­лен­ная от­кры­ва­ет свои сек­ре­ты. (13)Ве­ка­ми мно­жат­ся и живут в слове веч­ные со­кро­ви­ща че­ло­ве­че­ской мысли и опыта. (14)Язык не по­явил­ся «вдруг»  — это ре­зуль­тат раз­ви­тия не од­но­го ты­ся­че­ле­тия. (15)Язык  — пер­вей­шее сред­ство че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния. (16)Не менее су­ще­ствен­но и то, что язык  — это ору­дие мыш­ле­ния. (17)«Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние опи­ра­ет­ся на язы­ко­вые сред­ства». (18)Рус­ский язык певуч и кра­сив, нежен и ли­ри­чен. (19)На нём на­пи­са­но мно­же­ство ве­ли­ко­леп­ных про­из­ве­де­ний. (20)Про­из­ве­де­ния пи­шут­ся ли­те­ра­тур­ным язы­ком. (21)Ли­те­ра­тур­ный язык  — это выс­шая форма рус­ско­го языка, это язык на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры.

(22)Рус­ский язык  — это офи­ци­аль­ный язык Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. (23)Есть Фе­де­раль­ный закон «О го­су­дар­ствен­ном языке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», при­ня­тый Го­су­дар­ствен­ной Думой. (24)Этот Закон на­прав­лен на обес­пе­че­ние ис­поль­зо­ва­ния го­су­дар­ствен­но­го языка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, за­щи­ту и раз­ви­тие язы­ко­вой куль­ту­ры. (25)Все го­су­дар­ствен­ные акты, за­ко­ны, по­ста­нов­ле­ния, про­то­ко­лы, при­ка­зы в Рос­сии пи­шут­ся на рус­ском языке.

 

(По ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та)

Объ­яс­ни­те и за­пи­ши­те зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма от­бить­ся от рук. Ис­поль­зуя не менее двух пред­ло­же­ний, опи­ши­те си­ту­а­цию, в ко­то­рой будет умест­но упо­треб­ле­ние этого фра­зео­ло­гиз­ма. Вклю­чи­те фра­зео­ло­гизм в одно из пред­ло­же­ний.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  От­бить­ся от рук  — пе­ре­стать под­чи­нять­ся кому-либо, слу­шать кого-либо.

2.  Мой млад­ший брат все лет­ние ка­ни­ку­лы провёл с ре­бя­та­ми во дворе, ни­че­го не читал, не по­мо­гал по дому. Ро­ди­те­ли счи­та­ют, что за два ме­ся­ца он со­всем от­бил­ся от рук.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Объ­яс­не­ние зна­че­ния фра­зео­ло­гиз­ма
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма2
В целом верно объ­яс­не­но зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма‚ но в объ­яс­не­нии есть не­точ­ность1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния фра­зео­ло­гиз­ма не дано

0
Тол­ко­ва­ние си­ту­а­ции в за­дан­ном кон­тек­сте
Фра­зео­ло­гизм пра­виль­но ис­тол­ко­ван в кон­тек­сте пред­став­лен­ной си­ту­а­ции, пред­став­лен­ная си­ту­а­ция кор­рект­на с эти­че­ской точки зре­ния2
Фра­зео­ло­гизм пра­виль­но ис­тол­ко­ван в кон­тек­сте пред­став­лен­ной си­ту­а­ции, выбор пред­став­лен­ной си­ту­а­ция не­уда­чен с эти­че­ской точки зре­ния1
Фра­зео­ло­гизм не­пра­виль­но ис­тол­ко­ван в кон­тек­сте пред­став­лен­ной си­ту­а­ции, пред­став­лен­ная си­ту­а­ция кор­рект­на с эти­че­ской точки зре­ния.

ИЛИ Фра­зео­ло­гизм пра­виль­но ис­тол­ко­ван в кон­тек­сте пред­став­лен­ной си­ту­а­ции, пред­став­лен­ная си­ту­а­ция не­кор­рект­на с эти­че­ской точки зре­ния.

ИЛИ Фра­зео­ло­гизм не­пра­виль­но ис­тол­ко­ван в кон­тек­сте пред­став­лен­ной си­ту­а­ции, пред­став­лен­ная си­ту­а­ция не­кор­рект­на с эти­че­ской точки зре­ния

0
Мак­си­маль­ный балл4
Источники:
Кодификатор Решу ВПР:
1
Тип Д11 C11 № 4920
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 4921
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3
Тип Д3 C3 № 4922
i

По­че­му автор на­зы­ва­ет рус­ский язык свя­ты­ней?


4
Тип Д4 C4 № 4923
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ору­дие» из пред­ло­же­ния 16. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


5
Тип Д13 C13 № 4924
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «пре­тер­пе­вать» («пре­тер­пе­вал») из пред­ло­же­ния 4, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.