Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)С дав­них вре­мен тря­пич­ная кукла была тра­ди­ци­он­ной иг­руш­кой рус­ско­го на­ро­да (2)Игра в куклы по­ощ­ря­лась взрос­лы­ми, так как, играя в них, ребёнок учил­ся вести хо­зяй­ство, об­ре­тал образ семьи. (3)На­род­ная тря­пич­ная кукла была не про­сто иг­руш­кой, она несла в себе опре­делённую функ­цию: счи­та­лось, что такая кукла охра­ня­ет дет­ский сон и обе­ре­га­ет ребёнка от злых сил. (4)Часто куклу де­ла­ли без­ли­кой. (5)По ста­рин­ным по­ве­рьям, в кукле без лица (то есть без души) не может по­се­лить­ся не­чи­стая сила.

(6)Ма­тер­ча­тая кукла  — про­стей­шее изоб­ра­же­ние жен­ской фи­гу­ры. (7)Кусок тка­ни­ны, свёрну­тый в «скал­ку», тща­тель­но об­тя­ну­тое льня­ной белой тря­пи­цей лицо, во­ло­ся­ная коса с вплетённой в неё лен­той и наряд из пест­рых лос­ку­тов. (8)Ста­но­вясь стар­ше, де­воч­ки шили кукол более за­тей­ли­вых, а ино­гда об­ра­ща­лись к ма­сте­ри­це, бабе, у ко­то­рой эти куклы по­лу­ча­лись боль­но хо­ро­ши, и она де­ла­ла их на заказ.

(9)Лицо вы­ши­ва­ли или ка­ран­да­шом на­во­ди­ли, а в более ран­них кук­лах  — уголь­ком (10)Обя­за­тель­но при­де­лы­ва­ли косу и ленту в неё впле­та­ли, если шили девку, а если бабу, так при­чес­ку по-на­сто­я­ще­му раз­би­ра­ли. (11)На­ря­жа­ли кра­си­во. (12)Уме­ние ребёнка оце­ни­ва­ли взрос­лые. (13)Кукла рас­смат­ри­ва­лась как эта­лон ру­ко­де­лия.

(14)Иг­руш­ки ни­ко­гда не остав­ля­ли на улице, не раз­бра­сы­ва­ли по избе, а бе­рег­ли в кор­зи­нах, ко­ро­бах, за­пи­ра­ли в лар­чи­ки. (15)Брали на жатву и на по­си­дел­ки. (16)Кукол раз­ре­ша­лось брать в гости, их клали в при­да­ное. (17)Поз­во­ля­ли иг­рать «мо­ло­ду­хе», при­шед­шей в дом же­ни­ха после сва­дьбы, ведь замуж вы­да­ва­ли с 14 лет. (18)Она пря­та­ла их на чер­да­ке и тай­ком иг­ра­ла с ними. (19)Потом эти куклы пе­ре­хо­ди­ли к детям.

 

(По Г. Дайн)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Тря­пич­ная кукла  — обе­рег от злых сил.

2.  Как де­ла­ли тря­пич­ную куклу.

3.  Тря­пич­ную куклу надо бе­речь.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, куклу часто де­ла­ли без­ли­кой?


3

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «пе­ре­хо­ди­ли» из пред­ло­же­ния 19. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 4161
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «боль­но» из пред­ло­же­ния 8, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.