Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 1057
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Едва сойдёт снег, как на де­ре­вьях по­яв­ля­ют­ся пер­вые вест­ни­ки весны  — сквор­цы. (2)Люди все­гда с не­тер­пе­ни­ем ждут их и раз­ве­ши­ва­ют для них де­ре­вян­ные до­ми­ки. (3)Само слово «скво­реч­ник» озна­ча­ет «домик для сквор­цов», хотя се­лить­ся в них могут и дру­гие мел­кие птич­ки: му­хо­лов­ки, за­рян­ки, стри­жи, го­ре­хвост­ки. (4)Про­ис­хож­де­ние на­зва­ния свя­за­но с тем, что скво­рец  — птица до­ста­точ­но рас­про­странённая, по­лез­ная и ин­те­рес­ная. (5)По­лез­на она сво­и­ми пи­ще­вы­ми при­стра­сти­я­ми: в ос­нов­ном пи­та­ет­ся мел­ки­ми на­се­ко­мы­ми-вре­ди­те­ля­ми. (6)За тёплое время года семья пер­на­тых может уни­что­жить не­сколь­ко тысяч мел­ких бу­ка­шек! (7)Кроме того, сквор­цы кра­си­во поют, умеют под­ра­жать пес­ням со­ло­вья и дру­гих пев­чих птиц.

(8)Счи­та­ет­ся, что де­ре­вян­ный скво­реч­ник  — рус­ское изоб­ре­те­ние. (9)Наши пред­ки сов­ме­сти­ли в скво­реч­ни­ке две ос­нов­ные функ­ции: с одной сто­ро­ны, он слу­жит убе­жи­щем для птиц, с дру­гой сто­ро­ны, яв­ля­ет­ся про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства. (10)Рус­ские умель­цы стро­и­ли скво­реч­ни­ки в виде те­рем­ка: на отре­зе брев­на с по­ло­стью в цен­тре вы­ре­за­ли фи­гу­ры людей и жи­вот­ных, рас­кра­ши­ва­ли их, из досок со­ору­жа­ли дву­скат­ную крышу и бал­кон, укра­шен­ный фи­гур­ка­ми. (11)Когда смот­ришь на эти тво­ре­ния, по­ра­жа­ешь­ся: сколь­ко вло­же­но в них любви, за­бо­ты и та­лан­та наших пред­ков!

(12)В честь птиц от­ме­ча­ли даже на­род­ные празд­ни­ки, со­чи­ня­ли при­ме­ты. (13)По на­род­но­му ка­лен­да­рю, де­вя­тое марта  — «Пти­чье по­те­нье, гнёзд об­ре­те­нье». (14)В этот день перелётные птицы воз­вра­ща­ют­ся из жар­ких стран на ро­ди­ну: «Ви­дишь сквор­ца  — знать, весна у крыль­ца». (15)В марте же справ­ля­ли име­ни­ны жа­во­рон­ка, а детям пекли сдоб­ные хлеб­цы  — «жа­во­рон­ки», по форме на­по­ми­на­ю­щие птич­ку, с изю­ми­на­ми вме­сто глаз. (16)Хлеб­цем, по обы­чаю, по­ла­га­лось по­де­лить­ся с пер­на­ты­ми: по­клю­ют  — звон­че за­по­ют.

 

(По О. Ка­ма­ки­ну)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Скво­реч­ни­ки  — до­ми­ки для птиц.

2.  Де­ре­вян­ные скво­реч­ни­ки  — про­из­ве­де­ния ис­кус­ства.

3.  При­ме­ты, свя­зан­ные с пти­ца­ми, и празд­ни­ки в их честь.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2019 год. Ва­ри­ант 19
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д11 C11 № 1056
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д3 C3 № 1058
i

Какие две ос­нов­ные функ­ции, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, наши пред­ки сов­ме­сти­ли в скво­реч­ни­ке?


3
Тип Д4 C4 № 1059
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «мел­кий» («мел­кие») из пред­ло­же­ния 3. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 1060
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «тво­ре­ния» из пред­ло­же­ния 11, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.