Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Из­дав­на на весёлых яр­мар­ках в ста­рин­ном селе Хох­ло­ма тор­го­ва­ли на­ряд­ной, кра­соч­ной де­ре­вян­ной по­су­дой. (2)Это не обык­но­вен­ные миски да ложки, ковши-бра­ти­ны да чаши, а зо­ло­тые, и на­ри­со­ва­ны на них тра́вы, ли­стья, цветы, ска­зоч­ные жар-птицы, чу­дес­ные рыбы. (3)Такую уди­ви­тель­ную по­су­ду и на цар­ский стол по­ста­вить не­за­зор­но. (4)Но не для цар­ских сто­лов со­зда­ва­ли ма­сте­ра по­су­ду с хох­лом­ской рос­пи­сью, укра­ша­ла она кре­стьян­ские празд­ни­ки да сва­дьбы. (5)Хо­зяй­ка вы­став­ля­ла её для до­ро­гих го­стей: пусть и не бо­га­тое в ней будет уго­ще­ние, но от всей души.

(6)А сде­лать на­сто­я­щую «зо­ло­тую хох­ло­му» со­всем не про­сто. (7)Сна­ча­ла ма­стер вы­ре­за­ет из де­ре­ва за­го­тов­ку  — бу­ду­щую чашу, потом долго сушит её и по­кры­ва­ет тон­ким слоем глины: по­хо­жа те­перь чаша на гли­ня­ную, что гон­ча­ры лепят. (8)А зо­ло­та для «зо­ло­той хох­ло­мы» и не тре­бу­ет­ся! (9)Этот сек­рет знали ещё ико­но­пис­цы Древ­ней Руси. (10)Вме­сто до­ро­го­го зо­ло­та на­ти­ра­ют чашу оло­вян­ным или алю­ми­ни­е­вым по­рош­ком, и чаша бле­стит, будто се­реб­ря­ная. (11)Ху­дож­ник мяг­кой ки­стью ри­су­ет на ней за­тей­ли­вый ор­на­мент. (12)Потом чашу по­кры­ва­ют лаком и ста­вят в печь  — не кашу ва­рить, а для про­суш­ки, для «за­кал­ки».

(13)И вот в печи про­ис­хо­дит чудо: де­ре­вян­ная рас­пис­ная чаша под воз­дей­стви­ем тем­пе­ра­ту­ры ста­но­вит­ся зо­ло­той, с кра­соч­ным ри­сун­ком. (14)Лак при­об­ре­та­ет жел­то­ва­тый от­те­нок, и сквозь него «зо­ло­том» свер­ка­ет алю­ми­ни­е­вый слой. (15)Тут и алые гроз­дья ря­би­ны, и спе­лая ягод­ка зем­ля­ни­ка, и за­вит­ки трав и ли­стьев, и глав­ное  — мер­ца­ю­щий зо­ло­той фон. (16)Не бо­ит­ся хох­ло­ма ни жары, ни стужи: всё так же свежо и ярко будут сиять её крас­ки, не по­туск­не­ет «зо­ло­то», по­то­му что сде­ла­ли это чудо зо­ло­тые руки ма­сте­ров.

 

(По А. Е. Кли­ен­то­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «до­ро­гие» («до­ро­гих») из пред­ло­же­ния 5. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

До­ро­гие  — милые, лю­би­мые, лю­без­ные.

Со­се­ди ку­пи­ли до­ро­гую ме­бель в го­сти­ную.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова в дан­ном кон­тек­сте
Верно объ­яс­не­но зна­че­ние слова1
Не­вер­но объ­яс­не­но зна­че­ние слова.

ИЛИ Объ­яс­не­ние зна­че­ния слова не дано

0
Со­став­ле­ние пред­ло­же­ния, в кон­тек­сте ко­то­ро­го дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ле­но в дру­гом зна­че­нии
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии может быть до­пу­щен один ре­че­вой недочёт или до­пу­ще­на одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка2
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и одна ор­фо­гра­фи­че­ская, или одна пунк­ту­а­ци­он­ная, или одна грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии пунк­ту­а­ци­он­ных и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и грам­ма­ти­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии могут быть до­пу­ще­ны один ре­че­вой недочёт и две грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки при от­сут­ствии ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок.

Всего в пред­ло­же­нии, со­дер­жа­щем пра­виль­ный ответ, в сумме долж­но быть до­пу­ще­но не более трёх оши­бок (в их числе – толь­ко один ре­че­вой недочёт)

1
Дан пра­виль­ный ответ, в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более трёх оши­бок.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3

Для кого, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, ста­рин­ные ма­сте­ра со­зда­ва­ли по­су­ду с хох­лом­ской рос­пи­сью?


4

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «стужа» («стужи») из пред­ло­же­ния 16, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.