Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 861
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Эта ста­рая карта хра­нит­ся сей­час в му­зей­ных фон­дах. (2)Из­влечённая из ко­ман­дир­ско­го план­ше­та, она силь­но потёрта на сги­бах, где-то под­кле­е­на. (3)Это очень по­дроб­ная карта. (4)На неё на­не­се­ны все населённые пунк­ты того от­рез­ка псков­ской земли, ко­то­рый она вме­сти­ла. (5)Цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми обо­зна­че­ны штабы и на­блю­да­тель­ные пунк­ты, ба­та­реи, пулемётные гнёзда, пе­ре­пра­вы. (6)Из­ви­ли­стой ли­ни­ей от­ме­че­на линия фрон­та. (7)По одну сто­ро­ну  — наши части, укреп­ле­ния, ог­не­вые точки; по дру­гую  — вра­же­ские, за­ме­чен­ные на­ши­ми раз­вед­чи­ка­ми. (8)Все ори­ен­ти­ры на тер­ри­то­рии, ко­то­рую занял про­тив­ник, ак­ку­рат­но про­ну­ме­ро­ва­ны. (9)До­ста­точ­но было ко­ман­ди­ру на­звать нуж­ные цифры, и со­от­вет­ству­ю­щие цели были бы сразу уни­что­же­ны. (10)Но вот что стран­но: не­ко­то­рые из целей вы­де­ле­ны особо  — по ним было за­пре­ще­но вести огонь.

(11)Раз­га­дать сек­рет можно, про­чи­тав на карте не­ко­то­рые на­зва­ния. (12)И тогда ока­жет­ся, что река на карте  — Со­роть, синее пятно озера  — Ма­ле­нец, а бли­жай­шие вы­со­ты  — это Сав­ки­на горка и Во­ро­нич, что ог­не­вая точка про­тив­ни­ка рас­по­ло­же­на в Ми­хай­лов­ском, у до­ми­ка няни А. С. Пуш­ки­на. (13)Немцы спе­ци­аль­но воз­во­ди­ли укреп­ле­ния рядом с бес­цен­ны­ми пуш­кин­ски­ми па­мят­ни­ка­ми. (14)В парке Три­гор­ско­го у них была ба­та­рея, в Пуш­кин­ских горах  — штаб, в Свя­то­гор­ском мо­на­сты­ре  — ору­дия. (15)При­кры­лись ре­лик­ви­я­ми, как щитом, и были уве­ре­ны в своей без­на­ка­зан­но­сти.

(16)Бои в этом рай­о­не были кро­во­про­лит­ные. (17)Сей­час на их месте воз­двиг­ли обе­лиск, уста­но­ви­ли плиту в па­мять во­и­нов две­сти вось­мой ди­ви­зии, ко­то­рая здесь во­е­ва­ла. (18)Осво­бо­дить за­вет­ные места, не при­чи­нив им раз­ру­ше­ний, уни­что­жить за­хват­чи­ков, по­ща­див при этом кра­со­ту пуш­кин­ской земли,  — вот о чём думал, к чему стре­мил­ся в бою каж­дый из этих во­и­нов. (19)Тот, кто се­год­ня вос­хи­ща­ет­ся не­тлен­ной пре­ле­стью здеш­ней при­ро­ды, с вол­не­ни­ем осмат­ри­ва­ет ис­то­ри­че­ские па­мят­ни­ки, дол­жен знать о тех жиз­нях, ко­то­ры­ми опла­че­на не­при­кос­но­вен­ность пре­крас­но­го. (20)Об этой до­ро­гой цене и на­по­ми­на­ет ко­ман­дир­ская карта, сама став­шая одной из му­зей­ных ре­лик­вий.

 

(По Я. Хе­лем­ско­му)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  По­мет­ки на ко­ман­дир­ской карте.

2.  За­прет­ные для уни­что­же­ния цели  — пуш­кин­ские места.

3.  За­да­ча сбе­речь кра­со­ту пуш­кин­ских мест вы­пол­не­на.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

По­че­му не­ко­то­рые цели на карте были от­ме­че­ны особо?


3
Тип Д4 C4 № 863
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «точка» («точки») из пред­ло­же­ния 7. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 864
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «воз­двиг­нуть» («воз­двиг­ли») из пред­ло­же­ния 17, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.