Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 847
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)«Про­чи­тай­те мне что-ни­будь… что-ни­будь ваше лю­би­мое!»  — про­сит Павел Гри­го­рье­вич. (2)Я иду к эта­жер­ке с моими кни­га­ми. (3)Лю­би­мое? (4)Там много книг, и почти все лю­би­мые. (5)Среди них есть одна, си­нень­кая, и на­зы­ва­ет­ся она очень скуч­но: «Га­ле­рея дет­ских порт­ре­тов». (6)Но это вовсе не скуч­ная книга, на­о­бо­рот! (7)Там опи­са­но дет­ство раз­ных людей из взрос­лых кни­жек: На­та­ша Ро­сто­ва и её брат Петя  — из книги «Война и мир»; Илья Об­ло­мов и Ан­дрей Штольц  — из «Об­ло­мо­ва»; Мар­фень­ка и Ве­роч­ка из книги «Обрыв» и мно­гие дру­гие. (8)Павел Гри­го­рье­вич про­сит меня про­чи­тать вслух что-ни­будь очень хо­ро­шее. (9)Что же мне про­чи­тать?

(10)Я очень люблю рас­сказ о Пете Ро­сто­ве. (11)Во время на­ше­ствия На­по­лео­на на Рос­сию Петя Ро­стов, со­всем мо­ло­день­кий, почти маль­чик, пошёл доб­ро­воль­цем в армию, чтобы за­щи­щать свою Ро­ди­ну. (12)Он был доб­рый ко всем, лас­ко­вый, раз­да­ри­вал всё, что имел: пе­ро­чин­ный ножик, ко­фей­ник, изюм. (13)«От­лич­ный изюм, бе­ри­те,  — го­во­рил он,  — без ко­сто­чек». (14)Он жалел плен­но­го маль­чиш­ку-ба­ра­бан­щи­ка. (15)А сам какой храб­рый был! (16)Ночью, пе­ре­оде­тый во фран­цуз­ский мун­дир, по­ехал с дру­гим офи­це­ром в раз­вед­ку  — прямо в не­при­я­тель­ский ла­герь! (17)А на сле­ду­ю­щее утро в бо­е­вой схват­ке с фран­цу­за­ми Петя Ро­стов был убит. (18)Об этом я и читаю Павлу Гри­го­рье­ви­чу. (19)Когда я читаю про себя, гла­за­ми, это опи­са­ние ги­бе­ли Пети, то  — ска­зать на­чи­сто­ту?  — все­гда плачу. (20)Ведь Петя для меня не ли­те­ра­тур­ный пер­со­наж, а на­сто­я­щий, живой маль­чик, друг, то­ва­рищ дет­ства.

(21)Ма­ри­на Ива­нов­на Цве­та­е­ва свои дет­ские книги на­зы­ва­ла в сти­хах «не­из­ме­нив­шие дру­зья в потёртом крас­ном пе­ре­плёте». (22)И я знаю: я вы­рас­ту, раз­ные люди будут встре­чать­ся на моём пути, а эти дру­зья оста­нут­ся: и Петя, и На­та­ша, и Илюша. (23)Они ни­ко­гда мне не из­ме­нят.

 

(По А. Бру­ш­тейн)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Эта­жер­ка с лю­би­мы­ми кни­га­ми.

2.  Петя Ро­стов не ли­те­ра­тур­ный пер­со­наж, а живой маль­чик, друг дет­ства.

3.  Дру­зья, ко­то­рые оста­нут­ся со мной на всю жизнь.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

По­че­му Петя Ро­стов, почти маль­чик, ока­зал­ся на войне?


3
Тип Д4 C4 № 849
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ко­сточ­ка» («ко­сто­чек») из пред­ло­же­ния 13. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 850
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «на­чи­сто­ту» из пред­ло­же­ния 19, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.