Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д13 C13 № 5588
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)Из­вест­но, что у де­ре­вьев воз­раст опре­де­ля­ет­ся по го­дич­ным коль­цам, ко­то­рые можно уви­деть в по­пе­реч­ных спи­лах ство­лов. (2)Но слож­но­сти в из­ме­ре­нии каж­до­го го­дич­но­го коль­ца свя­за­ны с тем, что бы­ва­ют годы, когда коль­ца́ может и не быть, а в какой-то год от­ло­жит­ся сразу два. (3)Это свя­за­но с осо­бен­но­стя­ми каж­до­го года. (4)В усло­ви­ях за­су­хи де­ре­вья пре­кра­ща­ют расти, но в пе­ри­од про­дол­жи­тель­ных и обиль­ных осад­ков их рост воз­об­нов­ля­ет­ся. (5)Го­дич­ные коль­ца стро­гой кон­цен­три­че­ской формы встре­ча­ют­ся очень редко. (6)Обыч­но коль­цо с одной сто­ро­ны шире, с дру­гой  — более узкое.

(7)Но де­ре­вья-дол­го­жи­те­ли  — это ещё и уни­каль­ная ле­то­пись со­бы­тий, про­ис­хо­див­ших когда-то на Земле. (8)По ри­сун­ку го­до­вых колец можно опре­де­лить, слу­ча­лись ли в этих ме­стах сти­хий­ные бед­ствия: ла­ви­ны, сели, спол­за­ния лед­ни­ков, зем­ле­тря­се­ния. (9)Там, где весь лес уни­что­жен пол­но­стью и рас­тут де­ре­вья од­но­го воз­рас­та, обыч­ный подсчёт колец ука­жет на год сти­хий­но­го бед­ствия. (10)По го­дич­ным коль­цам де­ре­вьев в зонах сей­сми­че­ской ак­тив­но­сти можно опре­де­лить дату и мощь зем­ле­тря­се­ния. (11)Ведь после такой при­род­ной ка­та­стро­фы по­вре­жда­ют­ся корни, из­ме­ня­ет­ся во­до­снаб­же­ние де­ре­вьев грун­то­вы­ми во­да­ми. (12)Всё это ска­зы­ва­ет­ся на росте де­ре­ва и «за­пи­сы­ва­ет­ся» в его го­до­вых коль­цах. (13)Учёные уста­но­ви­ли: зем­ле­тря­се­ния от­ме­ча­ют­ся у де­ре­вьев тёмными го­до­вы­ми коль­ца­ми, рас­ши­рен­ны­ми с одной сто­ро­ны.

(14)Де­ре­вья могут рас­ска­зать и о сте­пе­ни за­гряз­не­ния ат­мо­сфе­ры. (15)В наше время это важно знать в связи с уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ства ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, вы­бро­са­ми в ат­мо­сфе­ру раз­лич­ных вред­ных от­хо­дов пред­при­я­тий. (16)По мно­го­лет­ним тра­вам можно узнать об из­ме­не­ни­ях кли­ма­та и сти­хий­ных бед­стви­ях в пре­де­лах од­но­го сто­ле­тия, а по не­ко­то­рым де­ре­вьям  — в пре­де­лах не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий.

 

(По И. Чер­ныш)

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «мощь» из пред­ло­же­ния 10, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Мощь  — вы­со­кое (воз­мож­но: книж­ное).

2.  Мощь  — мо­гу­ще­ство, сила.


-------------
Дублирует задание № 1018.
Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние сти­ли­сти­че­ской при­над­леж­но­сти слова
Верно опре­де­ле­на сти­ли­сти­че­ская при­над­леж­ность слова1
Не­вер­но опре­де­ле­на сти­ли­сти­че­ская при­над­леж­ность слова.

ИЛИ Не опре­де­ле­на сти­ли­сти­че­ская при­над­леж­ность слова

0
Под­бор си­но­ни­ма к слову
Верно по­до­бран си­но­ним к дан­но­му слову1
Не­вер­но по­до­бран си­но­ним к дан­но­му слову.

ИЛИ Си­но­ним не по­до­бран

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
1

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3

4

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «стро­гая» («стро­гой») из пред­ло­же­ния 5. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


5

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «мощь» из пред­ло­же­ния 10, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.