Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 5515
i

Текст 2

(1)Каж­дый год огром­ные про­стран­ства Рос­сии стра­да­ют от по­жа­ров, ко­то­рые на­чи­на­ют­ся с без­обид­но­го под­жо­га сухой травы. (2)Мно­гие от­ве­ча­ют на за­прет вы­жи­га­ния травы так: «Наши пред­ки жгли  — и мы будем». (3)Да­вай­те раз­берёмся, от­ку­да пошла такая тра­ди­ция и по­че­му в Мос­ков­ском кня­же­стве вы­жи­га­ли траву? (4)Дей­стви­тель­но, в XVI–XVII веках су­ще­ство­вал указ: еже­год­но по всей южной гра­ни­це Мос­ков­ско­го кня­же­ства вы­жи­гать траву, чтобы у воз­мож­ной не­при­я­тель­ской кон­ни­цы не было кор­мов. (5)Что го­во­рить  — и в мир­ное время со­дер­жа­ние армии тре­бу­ет боль­ших рас­хо­дов, а в во­ен­ное  — и по­дав­но, ведь ло­ша­дям тре­бо­ва­лось не­ма­ло травы. (6)То есть вы­жи­га­ние травы было свое­об­раз­ным «эко­ло­ги­че­ским ору­жи­ем», до­ста­точ­но серьёзным видом борь­бы с не­при­я­те­лем. (7)Так, к со­жа­ле­нию, от войн во все вре­ме­на стра­да­ли не толь­ко враж­ду­ю­щие сто­ро­ны, но и та часть суши или земли, где ве­лись бо­е­вые дей­ствия.

(8)Ин­те­рес­но, что войны не толь­ко уни­что­жа­ли флору и фауну, но и спо­соб­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию жи­вот­ных и рас­те­ний по свету. (9)На­при­мер, опу­сто­ша­ю­щее на­ше­ствие хана Батыя при­нес­ло с собой раз­ру­ше­ния, ги­бель людей и… новые виды степ­ных рас­те­ний (к при­ме­ру, просо и аир). (10)Те­перь следы этого ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия в виде не­обыч­ных для этих мест рас­те­ний видны в пойме Оки, в Мос­ков­ской об­ла­сти и дру­гих рус­ских зем­лях, где про­хо­ди­ли кони Батыя.

(11)С тех пор про­шло много веков. (12)Се­год­ня со­вер­шен­но нет не­об­хо­ди­мо­сти под­жи­гать траву. (13)Это не от­пугнёт вра­гов, не при­ба­вит пло­до­ро­дия почве, не сде­ла­ет за­бро­шен­ный уча­сток кра­си­вее, а толь­ко уни­что­жит рас­те­ния, жи­вот­ных и при­ведёт к по­жа­ру. (14)Огонь ис­то­ща­ет почву, уби­ва­ет по­лез­ных на­се­ко­мых и уни­что­жа­ет клад­ки птиц. (15)От таких под­жо­гов сго­ра­ют луга, леса, торф, стра­да­ют жи­те­ли и не­боль­ших посёлков, и круп­ных го­ро­дов.

 

(По М. Оре­хо­ву)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  От­ку­да пошла тра­ди­ция жечь траву.

2.  Как рань­ше войны спо­соб­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию жи­вот­ных и рас­те­ний на земле.

3.  По­че­му сей­час нель­зя жечь траву.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2022 год. Ва­ри­ант 9
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д11 C11 № 5514
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д3 C3 № 5516
i

По­че­му в Мос­ков­ском кня­же­стве рань­ше вы­жи­га­ли траву?


3
Тип Д4 C4 № 5517
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «стра­да­ют» из пред­ло­же­ния 1. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 5518
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «по­дав­но» из пред­ло­же­ния 5, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.