Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 5459
i

Текст 2

(1)Тайга… (2)На три­ста тысяч гек­та­ров про­сти­ра­ют­ся по Хамар-Даб­ан­ско­му на­го­рью гу­стые сос­но­вые, лист­вен­нич­ные, пих­то­вые и кед­ро­вые леса. (3)В падях, рас­пад­ках и ни­зи­нах, по бе­ре­гам озера Бай­кал и впа­да­ю­щих в него рек на ты­ся­чи гек­та­ров тя­нут­ся рощи берёз, осин, то­по­лей, ольхи, вербы. (4)А вот и си­бир­ский кедр. (5)Строй­ный, вы­со­кий, с мо­гу­чим ство­лом, он ка­жет­ся не­уми­ра­ю­щим. (6)Му­жа­ет си­бир­ский кедр к два­дца­ти годам и живёт более пяти веков! (7)Кедр  — сама щед­рость. (8) Он не ску­пит­ся на свои вкус­ные плоды  — си­бир­ские кед­ро­вые орехи. (9)Кед­ро­вые орехи  — из­люб­лен­ное ла­ком­ство си­би­ря­ков. (10)Масло из кед­ро­вых оре­хов ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в кон­ди­тер­ской, пар­фю­мер­ной про­мыш­лен­но­сти, при бак­те­рио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях. (11)Кед­ро­вая дре­ве­си­на из-за её од­но­род­ной плот­но­сти при­ме­ня­ет­ся при из­го­тов­ле­нии фор­те­пья­но. (12)Су­хо­стой­ный кедр идёт на ка­ран­даш­ные до­щеч­ки.

(13)Ценны и мно­гие дру­гие по­ро­ды бай­каль­ских де­ре­вьев. (14)Креп­кая и плот­ная лист­вен­ни­ца слу­жит стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом, из неё из­го­тов­ля­ют­ся ду­биль­ные ве­ще­ства.

(15)Свое­об­раз­на лист­вен­ни­ца  — де­ре­во се­ве­ра. (16)Про неё го­во­рят: от хвой­ных ушла и к лист­вен­ным не при­ш­ла. (17)Хотя лист­вен­ни­ца и по­кры­та хвоей, но хвоя, как ли­стья, осе­нью опа­да­ет. (18)В осен­ние и зим­ние дни лист­вен­ни­ца стоит голая, с обнажёнными на­ро­ста­ми и ка­жет­ся такой не­при­гляд­ной… (19)Но вес­ной не узнать не­ко­гда чёрной лист­вен­ни­цы. (20)Неж­ней­шей свет­ло-зелёной хвоей, в виде ко­ро­тень­ких ки­сто­чек, пе­ре­вя­зан­ных узел­ка­ми, опу­шат­ся ветви де­ре­ва и укра­сят­ся вско­ре ма­ли­но­вы­ми ши­шеч­ка­ми.

(21)Скром­ная тихая пихта. (22)Она любит влагу и, как ель, се­лит­ся в глу­хих ме­стах. (23)Толь­ко ель вы­би­ра­ет ни­зи­ну, а пихта  — гор­ные увалы, и живёт она в самой таёжной гуще. (24)В су­мра­ке чер­но­ле­сья пихта ра­ду­ет глаз свет­ло-зелёной своей одеж­дой, мяг­кой, как ко­ша­чьи лапки, и бле­стя­щим тёмно-се­реб­ри­стым ство­лом.

 

(По О. Се­ро­вой)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Щед­рый кедр.

2.  Неж­ней­шая лист­вен­ни­ца.

3.  Скром­ная пихта.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2022 год. Ва­ри­ант 5
Кодификатор Решу ВПР: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип Д11 C11 № 5458
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д3 C3 № 5460
i

Чем, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, ценна бай­каль­ская лист­вен­ни­ца?


3
Тип Д4 C4 № 5461
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «слу­жить» («слу­жит») из пред­ло­же­ния 14. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 5462
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «му­жать» («му­жа­ет») из пред­ло­же­ния 6, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.