Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 C11 № 4990
i

Текст 2

 

(1)Дет­ство бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра Петра I про­хо­ди­ло в не­обыч­ной для за­кон­но­го об­ла­да­те­ля пре­сто­ла об­ста­нов­ке. (2)Ре­аль­ная власть на­хо­ди­лась в руках его стар­шей сест­ры  — ца­рев­ны Софьи. (3)Пётр жил в селе Пре­об­ра­жен­ском не­да­ле­ко от Моск­вы, а в Крем­ле по­яв­лял­ся лишь для уча­стий в офи­ци­аль­ных ме­ро­при­я­ти­ях. (4)Вос­пи­та­ни­ем маль­чи­ка никто тол­ком не за­ни­мал­ся, а по­то­му де­я­тель­ный, не по годам фи­зи­че­ски раз­ви­тый ребёнок по­про­сил у ма­те­ри раз­ре­ше­ния со­здать не­боль­шое «по­теш­ное вой­ско» из своих сверст­ни­ков, ко­то­рое очень скоро пе­ре­шло от «игр в сол­да­ти­ки» к пол­но­цен­ным во­ен­ным уче­ни­ям. (5)«По­теш­ные» под ру­ко­вод­ством ино­стран­ных спе­ци­а­ли­стов мар­ши­ро­ва­ли с ру­жья­ми, фех­то­ва­ли и даже по­стро­и­ли не­боль­шую кре­пость, где от­ра­ба­ты­ва­ли приёмы штур­ма и обо­ро­ны. (6)В 12 лет Пётр уже умел стре­лять из пушки.

(7)На­зна­че­ния на офи­цер­ские долж­но­сти про­из­во­ди­лись толь­ко по за­слу­гам, не­взи­рая на знат­ность про­ис­хож­де­ния. (8)Сам царь начал служ­бу про­стым ба­ра­бан­щи­ком. (9)Для по­лу­че­ния зва­ния ка­пи­та­на бом­бар­дир­ской роты ему по­тре­бо­ва­лось более де­ся­ти лет. (10)Соб­ствен­ным при­ме­ром мо­ло­дой царь по­ка­зы­вал своим бу­ду­щим спо­движ­ни­кам глав­ные прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции армии и во­ин­ской дис­ци­пли­ны.

(11)Пётр под­рас­тал, и вме­сте с ним под­рас­та­ли его то­ва­ри­щи по во­ен­ным играм. (12)Для того чтобы по­мочь детям об­ра­щать­ся с тяжёлыми пуш­ка­ми, в «по­теш­ное вой­ско» за­пи­са­ли и взрос­лых: ко­ню­ших и со­коль­ни­ков с цар­ско­го двора. (13)Во­ен­ные манёвры услож­ня­лись, к «по­теш­ным» при­чис­ли­ли не­сколь­ко де­сят­ков бо­е­вых сол­дат и офи­це­ров. (14)«По­теш­ное вой­ско» раз­рос­лось до раз­ме­ров полка, на­зван­но­го по месту про­жи­ва­ния Пре­об­ра­жен­ским. (15)В даль­ней­шем из его со­ста­ва был вы­де­лен ещё один полк  — Семёнов­ский. (16)Так, к сем­на­дца­ти годам у Петра была уже соб­ствен­ная гвар­дия, не по­бо­яв­ша­я­ся вы­сту­пить в за­щи­ту сво­е­го царя, когда он решил вер­нуть себе за­кон­ную власть над го­су­дар­ством.

 

(По В. Р. Медин­ско­му)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

«По­теш­ное вой­ско» мо­ло­до­го царя стало впо­след­ствии соб­ствен­ной гвар­ди­ей Петра I, вер­нув­шей ему за­кон­ную власть над го­су­дар­ством.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2021 год. Ва­ри­ант 14
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д12 C12 № 4991
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


2
Тип Д3 C3 № 4992
i

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, царь начал служ­бу про­стым ба­ра­бан­щи­ком?


3
Тип Д4 C4 № 4993
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «при­мер» («при­ме­ром») из пред­ло­же­ния 10. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 4994
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «тол­ком» из пред­ло­же­ния 4, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.