Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)При­ш­ла зима. (2)С се­ве­ра подул студёный ветер, и с неба по­сы­па­лись сне­жин­ки. (3)Кру­жат­ся в воз­ду­хе и па­да­ют на землю  — одна кра­си­вее дру­гой! (4)Вот цве­ток с ше­стью ле­пест­ка­ми, вот звёздоч­ка с ше­стью лу­ча­ми, вот тон­чай­шая пла­стин­ка с ше­стью гра­ня­ми! (5)По­бы­ва­ли учёные в об­ла­ках при сне­го­па­де и уви­де­ли, как об­ра­зу­ют­ся сне­жин­ки. (6)Под самолётом круп­ны­ми хло­пья­ми падал снег, а вы­со­ко-вы­со­ко в небе всюду мель­ка­ли кро­хот­ные кри­стал­ли­ки льда. (7)А как толь­ко льдин­ки опус­ка­лись в тучу, они сразу же ста­но­ви­лись лёгкими, неж­ны­ми сне­жин­ка­ми. (8)Ма­лень­кие льдин­ки вы­со­ком небе  — это замёрзший во­дя­ной пар. (9)Он есть по­всю­ду в окру­жа­ю­щем нас воз­душ­ном оке­а­не. (10)Вес­ной, летом и осе­нью пар пре­вра­ща­ет­ся в капли дождя, а зимой  — в сне­жин­ки.

(11)Чем тише мо­роз­ная по­го­да, тем кра­си­вее па­да­ю­щие на землю сне­жин­ки. (12)При силь­ном ветре у них об­ла­мы­ва­ют­ся лучи и грани, по­это­му белые цветы и звёзд об­ра­ща­ют­ся в снеж­ную пыль. (13)А когда мороз не­силь­ный, сне­жин­ки ска­ты­ва­ют­ся в плот­ные белые ша­ри­ки, и мы го­во­рим тогда, что с неба па­да­ет крупа. (14)Падая на землю, сне­жин­ки ле­пят­ся друг к другу и, если нет силь­но­го мо­ро­за, об­ра­зу­ют хло­пья. (15)Слой за слоем ло­жит­ся снег на землю, и каж­дый слой сна­ча­ла бы­ва­ет рых­лый, по­то­му что между сне­жин­ка­ми со­дер­жит­ся много воз­ду­ха.

(16)Идёт зима, рас­тут су­гро­бы, и снеж­ный по­кров по­сте­пен­но ста­но­вит­ся плот­ным (17)А тут ещё при­гре­ва­ет солн­це, ни на ми­ну­ту не за­бы­ва­ет о своей ра­бо­те ветер. (18)Ино­гда он на­ле­та­ет с юга и при­но­сит от­те­пе­ли. (19)А когда после от­те­пе­ли уда­рит мороз, то на снегу об­ра­зу­ет­ся твёрдая ко­роч­ка. (20)Она на­зы­ва­ет­ся наст. (21)В такое время мно­гим жи­вот­ным тя­же­ло пе­ре­дви­гать­ся по снегу и до­бы­вать корм.

 

(По ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Об­ра­зо­ва­ние сне­жи­нок  — слож­ный про­цесс, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го мы видим много раз­но­вид­но­стей снега.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


2

По­че­му в без­вет­рен­ную мо­роз­ную по­го­ду можно на­блю­дать самые кра­си­вые сне­жин­ки?


3

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «хло­пья» из пред­ло­же­ния 14. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «студёный» из пред­ло­же­ния 2, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.