Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

(1)От­веть на во­прос мне, ста­ро­му охот­ни­ку. (2)А ты зна­ешь, по­че­му о берёзе песни поют? (3)Ду­ма­ешь, на­вер­ное, по­то­му, что она кра­си­вая? (4)Эва что! (5)А ель, к при­ме­ру, не­кра­си­вая? (6)При­гля­дись-ка ты к ней вни­ма­тель­ней. (7)Ель все­гда строй­на, пряма  — тут с ней ни одна берёза не срав­нит­ся. (8)Крона у ели густа, ровна  — хво­ин­ка к хво­ин­ке, а у берёзы крона все­гда как бы встрёпан­ная. (9)И цвет у ело­вых иго­лок осо­бый, тёмно-зелёный, её да­ле­ко-да­ле­ко видно. (10)Не то берёза. (11)Из­да­ли её не от­ли­чишь ни от осины, ни от то­по­ля. (12)По всем ста­тьям быть бы в пес­нях ели, ан нет, поют о берёзе. (13)Так по­че­му же? (14)Не зна­ешь…

(15)А всё, брат ты мой, очень про­сто. (16)При­ме­чай, на гарь, на пу­стошь пер­вой и де­ре­вьев идёт берёза. (17)Она не бо­ит­ся ни хо­лод­но­го ветра, ни го­ря­че­го солн­ца. (18)Храб­рое и вы­нос­ли­вое де­ре­во. (19)Но не это глав­ное. (20)Под берёзой земля ста­но­вит­ся рых­лой, мяг­кой, пло­до­род­ной. (21)Она щедра. (22)Не столь­ко берёт, сколь­ко отдаёт. (23)Где по­се­ли­лась берёза, там жди – скоро по­явит­ся сосна. (24)Упру­ги­ми вет­вя­ми со­сен­ки будут при­кры­ты и от ис­су­ша­ю­щей жары, и от злой стужи  —берёза добра. (25)До того добра, что, когда сосны окреп­нут, поды­мут­ся и в лесу ста­нет тесно, она сама ухо­дит в дру­гое место…

(26)Не то твоя ель. (27)Под её кро­ной не по­се­лит­ся ни одно де­рев­це. (28)Трава даже  — и та не растёт. (29)Ель берёт из земли всё, ни­че­го не от­да­вая. (30)А когда отживёт свой век, усох­нет, земля под ней дол­гое время остаётся мёртвой. (31)Вот так-то (32)А ты мне тут про кра­со­ту тол­ку­ешь.

 

(По И. Ка­лаш­ни­ко­ву)

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Люди сла­га­ют песни о берёзе не по­то­му, что она кра­си­ва, а по­то­му, что она вы­нос­ли­ва, добра и щедра.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­но более двух ре­че­вых недочётов.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны два и более ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль не опре­де­ле­на / опре­де­ле­на не­вер­но не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия ре­че­вых недочётов в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­нии

0
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; в пред­ло­же­нии до­пу­ще­ны один-два ре­че­вых недочёта.

ИЛИ Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, но не­до­ста­точ­но полно; в пред­ло­же­нии до­пу­щен один ре­че­вой недочёт

1
Ос­нов­ная мысль опре­де­ле­на верно, полно; пред­ло­же­ние по­стро­е­но пра­виль­но, в нём упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии2
Мак­си­маль­ный балл2
Источники:
Кодификатор Решу ВПР: Ана­лиз тек­ста. Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д12 C12 № 4214
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


2

Какие ка­че­ства берёзы, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, сде­ла­ли её «ге­ро­и­ней» песен?


3
Тип Д4 C4 № 4216
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «игол­ки» («иго­лок») из пред­ло­же­ния 9. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.


4
Тип Д13 C13 № 4217
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «стужа» из пред­ло­же­ния 24, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.