Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д13 C13 № 1004
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9—13.

Текст 2

(1)На Руси каж­дую новую сруб­лен­ную избу обя­за­тель­но укра­ша­ли кра­си­вой резь­бой. (2)Это так и на­зы­ва­лось у плот­ни­ков  — на­ря­жать избу, а делал «наряд» обыч­но луч­ший плот­ник  — «пер­вая рука». (3)Ему и пла­ти­ли осо­бен­но, по по­сло­ви­це «Ра­бот­ни­ку  — пол­ти­на, а ма­сте­ру  — рубль». (4)Ни­че­го не ска­жешь, ува­жа­ли ра­бо­чий та­лант на Руси.

(5)Ис­кус­ная резь­ба при­да­ва­ла де­ре­вян­но­му дому празд­нич­ный вид. (6)Пе­ред­нюю часть, вы­сту­па­ю­щую над фа­са­дом избы, часто ру­би­ли в форме коня или оленя, «ко­си­цы» − торцы про­доль­ных тол­стых жер­дей  — за­пле­та­ли при­чуд­ли­вым ор­на­мен­том, а на­лич­ни­ки окон по­кры­ва­ли тон­чай­шим кру­же­вом. (7)И внут­ри до́ ма не ску­пи­лись на резь­бу: полки, лавки, сун­ду­ки, шкаф­чи­ки  — любой пред­мет, кроме поль­зы, ещё и ра­до­вал глаз. (8)Узоры де­ре­вян­ные  — это целый ска­зоч­ный мир: среди них раз­гля­дишь и цветы не­обы­чай­ные, и зве­рей ди­ко­вин­ных, и вол­шеб­ных птиц, и ру­са­лок, и бо­га­ты­рей. (9)Ма­сте­ра «пер­вой руки» имели и по­боч­ный про­мы­сел, ко­то­рый их на весь мир про­сла­вил: это де­ре­вян­ные иг­руш­ки. (10)В ев­ро­пей­ских стра­нах был на них очень боль­шой спрос.

(11)Но ин­те­рес­но, что свою тон­кую ра­бо­ту плот­ни­ки де­ла­ли самым не­мудрёным ин­стру­мен­том: то­по­ром, теслом, до­ло­том, свер­лом. (12)Ува­жа­ю­щий себя ма­стер даже пилы не при­зна­вал. (13)И спо­со­бы ра­бо­ты с узо­ра­ми были у ма­сте­ров самые про­стые: о шаб­ло­нах тоже не имели по­ня­тия, всё ри­со­ва­ли по па­мя­ти, часто при­ду­мы­ва­ли новый ори­ги­наль­ный узор. (14)Сна­ча­ла де­ла­ли на бу­ма­ге эс­киз­ный на­бро­сок, по нему чётко про­ри­со­вы­ва­ли фи­гу­ру или узор, ко­то­рые иглой про­ка­лы­ва­ли по кон­ту­ру и пе­ре­во­ди­ли на доску лёгким по­хло­пы­ва­ни­ем по ри­сун­ку ме­шоч­ком с уголь­ной пылью. (15)Затем долбёжкой про­би­ва­ли ри­су­нок, уби­ра­ли всё лиш­нее и от­де­лы­ва­ли «вчи­стую». (16)Как прост сек­рет кра­со­ты  — а по­вто­ри, по­про­буй!

 

(По В. Со­ловьёву)

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую окрас­ку слова «не­мудрёный» («не­мудрёным») из пред­ло­же­ния 11, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним к этому слову.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Не­мудрёный  — разг. (воз­мож­но: устар.).

2.  Не­мудрёный  — про­стой, не­за­тей­ли­вый.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Рас­по­зна­ва­ние сти­ли­сти­че­ской при­над­леж­но­сти слова
Верно опре­де­ле­на сти­ли­сти­че­ская при­над­леж­ность слова1
Не­вер­но опре­де­ле­на сти­ли­сти­че­ская при­над­леж­ность слова.

ИЛИ Не опре­де­ле­на сти­ли­сти­че­ская при­над­леж­ность слова

0
Под­бор си­но­ни­ма к слову
Верно по­до­бран си­но­ним к дан­но­му слову1
Не­вер­но по­до­бран си­но­ним к дан­но­му слову.

ИЛИ Си­но­ним не по­до­бран

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2019 год. Ва­ри­ант 15
Кодификатор Решу ВПР:
1
Тип Д11 C11 № 1000
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д12 C12 № 1001
i

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.


3
Тип Д3 C3 № 1002
i

Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, ме­ня­ла ис­кус­ная резь­ба в об­ли­ке дома?


4
Тип Д4 C4 № 1003
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «пе­ре­во­дить» («пе­ре­во­ди­ли») из пред­ло­же­ния 14. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.