Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д12 C12 № 10
i

Про­чи­тай­те текст 2 и вы­пол­ни­те за­да­ния 9–13.

Текст 2

(1)На Руси со­лон­ка все­гда была пред­ме­том очень по­чи­та­е­мым. (2)Ведь на­ря­ду с хле­бом соль яв­ля­лась сим­во­лом бла­го­по­лу­чия, вот по­че­му до­ро­гих го­стей из­д­рев­ле встре­ча­ли хле­бом-солью. (3)Без де­ре­вян­ных рас­пис­ных со­ло­нок, ко­то­рые на­зы­ва­лись со­ло­ни­цы, не об­хо­ди­лось ни одно празд­нич­ное тор­же­ство. (4)Го­во­рят, что наи­бо­лее почётными ме­ста­ми за сто­лом счи­та­лись те, что рас­по­ла­га­лись ближе к со­лон­ке.

(5)Каких толь­ко со­ло­нок не вы­ду­мы­ва­ли рус­ские ма­сте­ра: в виде уто­чек, ко­ро­бо­чек с рез­ны­ми конь­ка­ми, глав­ка­ми церк­вей или дву­гла­вым орлом. (6)На­при­мер, для Рус­ско­го Се­ве­ра, во­ло­год­ской и ар­хан­гель­ской гу­бер­ний, ти­пич­ной была со­лон­ка в форме плы­ву­щей птицы с го­ло­вой уточ­ки (такую со­лон­ку на­зы­ва­ли ути­цей). (7)Вы­ре­зая со­лон­ку-утицу, ма­сте­ра остав­ля­ли между гру­дью и клю­вом пе­ре­мыч­ку, ко­то­рая слу­жи­ла удоб­ной руч­кой. (8)Спин­ку и часть хво­ста от­пи­ли­ва­ли, чтобы сде­лать в ту­ло­ви­ще углуб­ле­ние для соли, а затем вы­пи­лен­ную часть воз­вра­ща­ли на место. (9)Около хво­ста про­свер­ли­ва­ли от­вер­стия, в ко­то­рые встав­ля­ли круг­лый стер­жень  — верт­люг. (10)Когда нужно было от­крыть со­лон­ку, крыш­ку на верт­лю­ге легко от­во­ди­ли в сто­ро­ну, но бы­ва­ли у со­ло­нок-утиц и съёмные кры­шеч­ки.

(11)В Верх­нем и Сред­нем По­вол­жье были очень рас­про­стра­не­ны на­ряд­ные со­лон­ки, по форме на­по­ми­нав­шие крес­ла. (12)За сто­ле­тия ма­сте­ра вы­ра­бо­та­ли осо­бый тип крыш­ки на верт­лю­ге для со­лон­ки-крес­ла. (13)Такая крыш­ка вра­ща­ет­ся на двух верт­лю­гах, встав­лен­ных в под­ло­кот­ни­ки со­лон­ки. (14)Она легко от­ки­ды­ва­ет­ся и упи­ра­ет­ся в спин­ку со­лон­ки, ко­то­рая слу­жит руч­кой. (15)Крыш­ки и спин­ки со­ло­нок-кре­сел кра­соч­но рас­пи­сы­ва­ли (ещё одно сви­де­тель­ство осо­бо­го от­но­ше­ния ма­сте­ров к со­лон­ке), и эта чу­дес­ная яркая рос­пись до сих пор со­хра­ни­лась в не­ко­то­рых кре­стьян­ских домах По­вол­жья. (16)А со­лон­ка и сей­час все­гда на­го­то­ве дер­жит перед нами соль  — и спа­си­бо ей за это…

 

(По Н. Ор­ло­вой)

Со­ставь­те и за­пи­ши­те план тек­ста из трёх пунк­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

При­мер­ный план.

1.  Осо­бое от­но­ше­ние к со­лон­ке на Руси.

2.  Со­лон­ки-утицы на Рус­ском Се­ве­ре.

3.  Со­лон­ки-крес­ла в По­вол­жье.

 

В плане в той или иной форме долж­но быть по­сле­до­ва­тель­но пред­став­ле­но со­дер­жа­ние тек­ста, от­ра­же­ны все мик­ро­те­мы тек­ста.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
План не со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла, в том числе со­дер­жит

толь­ко один кор­рект­ный пункт.

ИЛИ План не со­став­лен

0
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­но более двух недочётов.

ИЛИ В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­дер­жит толь­ко два кор­рект­ных пунк­та, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта.

ИЛИ В плане на­ру­ше­на по­сле­до­ва­тель­ность со­дер­жа­ния тек­ста, план со­дер­жит не менее двух пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта

1
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста, план со­сто­ит из трёх пунк­тов, в по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ний или пред­ло­же­ний (пунк­тов плана) и сло­во­упо­треб­ле­нии до­пу­ще­ны один-два недочёта2
В плане по­сле­до­ва­тель­но от­ра­же­но со­дер­жа­ние тек­ста; план со­сто­ит из трёх пунк­тов; сло­во­со­че­та­ния или пред­ло­же­ния (пунк­ты плана) по­стро­е­ны пра­виль­но (с со­блю­де­ни­ем по­ряд­ка слов), в них упо­треб­ле­ны слова в свой­ствен­ном им зна­че­нии3
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ВПР по рус­ско­му языку 6 класс 2018−2024
1
Тип Д11 C11 № 9
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.


2
Тип Д3 C3 № 11
i

По­че­му, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, без де­ре­вян­ных рас­пис­ных со­ло­нок на Руси не об­хо­ди­лось ни одно празд­нич­ное тор­же­ство?


3
Тип Д4 C4 № 12
i

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те лек­си­че­ское зна­че­ние слова «от­во­ди­ли» из пред­ло­же­ния 10. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром дан­ное мно­го­знач­ное слово упо­треб­ля­лось бы в дру­гом зна­че­нии.

От­во­ди­ли  — ...


4
Тип Д13 C13 № 13
i

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «из­д­рев­ле» из пред­ло­же­ния 2, за­пи­ши­те.

Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

Из­д­рев­ле  — ...


5
Тип Д14 C14 № 14
i

Объ­яс­ни­те зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма за­ди­рать нос, за­пи­ши­те. Ис­поль­зуя не менее двух пред­ло­же­ний, опи­ши­те си­ту­а­цию, в ко­то­рой будет умест­но упо­треб­ле­ние этого фра­зео­ло­гиз­ма. Вклю­чи­те фра­зео­ло­гизм в одно из пред­ло­же­ний.

За­ди­рать нос  — ...