№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 119089

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Однажды из св..их вещей дед и..влёк большую шк..тулку. Она ок..залась заполненной всевозможными пр..дметами. Дед поставил на пол свою большую шк..тулку(4). Откинул крышку вынул из шк..тулки один пр..дмет и нач..л свой долгий и интересный ра(с/сс)ка(з/с).

С ним была связана часть его жизни, проведенной в пут..шествиях. В первый(3) вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и ра(с/сс)казал нам о п..счаных пустынях где бе(з/с)пощадно палит со..нце.

В следующий вечер маленькая трубка из кости м..ржа перен..сла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вст..вало бе(з/с)покойное(2) море маленькие ск..листые остр..ва с птич..ими базарами, парусное судно, скр..пящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по ра(с/сс)казам деда я позн..комился с мног..образной пр..родой нашей родины.

 

(По Е. Спагненбергу)

2.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.


Текст 1

Однажды из св..их вещей дед и..влёк большую шк..тулку. Она ок..залась заполненной всевозможными пр..дметами. Дед поставил на пол свою большую шк..тулку(4). Откинул крышку вынул из шк..тулки один пр..дмет и нач..л свой долгий и интересный ра(с/сс)ка(з/с).

С ним была связана часть его жизни, проведенной в пут..шествиях. В первый(3) вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и ра(с/сс)казал нам о п..счаных пустынях где бе(з/с)пощадно палит со..нце.

В следующий вечер маленькая трубка из кости м..ржа перен..сла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вст..вало бе(з/с)покойное(2) море маленькие ск..листые остр..ва с птич..ими базарами, парусное судно, скр..пящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по ра(с/сс)казам деда я позн..комился с мног..образной пр..родой нашей родины.

 

(По Е. Спагненбергу)

3.

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

 

Дед поставил на пол свою большую шк..тулку


Текст 1

Однажды из св..их вещей дед и..влёк большую шк..тулку. Она ок..залась заполненной всевозможными пр..дметами. Дед поставил на пол свою большую шк..тулку(4). Откинул крышку вынул из шк..тулки один пр..дмет и нач..л свой долгий и интересный ра(с/сс)ка(з/с).

С ним была связана часть его жизни, проведенной в пут..шествиях. В первый(3) вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и ра(с/сс)казал нам о п..счаных пустынях где бе(з/с)пощадно палит со..нце.

В следующий вечер маленькая трубка из кости м..ржа перен..сла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вст..вало бе(з/с)покойное(2) море маленькие ск..листые остр..ва с птич..ими базарами, парусное судно, скр..пящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по ра(с/сс)казам деда я позн..комился с мног..образной пр..родой нашей родины.

 

(По Е. Спагненбергу)

4.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Бетон, маляр, штукатур, столяр.
5.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Ветер и (не)погода давно ра(с/з)метали лё..кое пастушеское жилище.
6.

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) не пророняя (слов)

2) в боку

3) знаменитые профессора

4) ихний успех

7.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Уж ночь идет огни по небу рассекает.

2) Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца.

3) Утром выпал снег.

4) Храбрость сестра победы.

8.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Когда же ребята вы станете ответственнее?

2) Вздохнув Сергей отправился в путь.

3) Ландыш представляется мне символом леса.

4) В изящных снежно-белых цветках прячется зима ждёт своей поры.

9.

Определите и запишите основную мысль текста.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии. (2)С юношеских лет он начал заниматься гимнастикой с гантелями. (3)Со временем Поддубный стал одним из самых сильных грузчиков всего Черноморского побережья, а потом увлёкся классической борьбой. (4)Ещё её называют греко-римской, потому что она напоминает борьбу у древних греков и римлян. (5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр. (6)Цель у каждого борца одна — бросить противника на лопатки и одержать, как говорят спортсмены, «чистую» победу. (7)Причём захватывать в классической борьбе можно только выше пояса и только руками, всякие подножки строго запрещаются.

(8)Могучего телосложения (вес 120 килограммов, рост 183,5 сантиметра), богатырь Иван Поддубный — самый знаменитый русский борец. (9)Шутка ли, целых шесть раз он становился чемпионом мира! (10)Не нашлось такого силача, который бы положил его на лопатки. (11)Зато сам Поддубный многие поединки заканчивал «чистой» победой. (12)В то время (а дело было в начале ХХ века) особенно славились французские борцы. (13)С одним из них и пришлось встретиться Поддубному. (14)Рауль Буше, которому предстояло помериться силами с Поддубным в Париже, много слышал о своём сопернике и, хотя был намного моложе и выше его ростом, боялся силача. (15)Француз решил сжульничать: перед встречей смазал тело жиром и стал скользким, как рыба. (16)Но это не помогло — всё равно

проиграл.

(17)Ещё раз Поддубный одолел Буше через два года. (18)Победителем в честных соревнованиях всегда становится сильнейший. (19)Таков главный закон спорта.

 

(По Г. Юрмину)

10.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии. (2)С юношеских лет он начал заниматься гимнастикой с гантелями. (3)Со временем Поддубный стал одним из самых сильных грузчиков всего Черноморского побережья, а потом увлёкся классической борьбой. (4)Ещё её называют греко-римской, потому что она напоминает борьбу у древних греков и римлян. (5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр. (6)Цель у каждого борца одна — бросить противника на лопатки и одержать, как говорят спортсмены, «чистую» победу. (7)Причём захватывать в классической борьбе можно только выше пояса и только руками, всякие подножки строго запрещаются.

(8)Могучего телосложения (вес 120 килограммов, рост 183,5 сантиметра), богатырь Иван Поддубный — самый знаменитый русский борец. (9)Шутка ли, целых шесть раз он становился чемпионом мира! (10)Не нашлось такого силача, который бы положил его на лопатки. (11)Зато сам Поддубный многие поединки заканчивал «чистой» победой. (12)В то время (а дело было в начале ХХ века) особенно славились французские борцы. (13)С одним из них и пришлось встретиться Поддубному. (14)Рауль Буше, которому предстояло помериться силами с Поддубным в Париже, много слышал о своём сопернике и, хотя был намного моложе и выше его ростом, боялся силача. (15)Француз решил сжульничать: перед встречей смазал тело жиром и стал скользким, как рыба. (16)Но это не помогло — всё равно

проиграл.

(17)Ещё раз Поддубный одолел Буше через два года. (18)Победителем в честных соревнованиях всегда становится сильнейший. (19)Таков главный закон спорта.

 

(По Г. Юрмину)

11.

Почему, по мнению автора текста, известного русского борца Ивана Поддубного называли богатырём?


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии. (2)С юношеских лет он начал заниматься гимнастикой с гантелями. (3)Со временем Поддубный стал одним из самых сильных грузчиков всего Черноморского побережья, а потом увлёкся классической борьбой. (4)Ещё её называют греко-римской, потому что она напоминает борьбу у древних греков и римлян. (5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр. (6)Цель у каждого борца одна — бросить противника на лопатки и одержать, как говорят спортсмены, «чистую» победу. (7)Причём захватывать в классической борьбе можно только выше пояса и только руками, всякие подножки строго запрещаются.

(8)Могучего телосложения (вес 120 килограммов, рост 183,5 сантиметра), богатырь Иван Поддубный — самый знаменитый русский борец. (9)Шутка ли, целых шесть раз он становился чемпионом мира! (10)Не нашлось такого силача, который бы положил его на лопатки. (11)Зато сам Поддубный многие поединки заканчивал «чистой» победой. (12)В то время (а дело было в начале ХХ века) особенно славились французские борцы. (13)С одним из них и пришлось встретиться Поддубному. (14)Рауль Буше, которому предстояло помериться силами с Поддубным в Париже, много слышал о своём сопернике и, хотя был намного моложе и выше его ростом, боялся силача. (15)Француз решил сжульничать: перед встречей смазал тело жиром и стал скользким, как рыба. (16)Но это не помогло — всё равно

проиграл.

(17)Ещё раз Поддубный одолел Буше через два года. (18)Победителем в честных соревнованиях всегда становится сильнейший. (19)Таков главный закон спорта.

 

(По Г. Юрмину)

12.

Определите и запишите лексическое значение слова «входила» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

 

Входила — ...


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии. (2)С юношеских лет он начал заниматься гимнастикой с гантелями. (3)Со временем Поддубный стал одним из самых сильных грузчиков всего Черноморского побережья, а потом увлёкся классической борьбой. (4)Ещё её называют греко-римской, потому что она напоминает борьбу у древних греков и римлян. (5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр. (6)Цель у каждого борца одна — бросить противника на лопатки и одержать, как говорят спортсмены, «чистую» победу. (7)Причём захватывать в классической борьбе можно только выше пояса и только руками, всякие подножки строго запрещаются.

(8)Могучего телосложения (вес 120 килограммов, рост 183,5 сантиметра), богатырь Иван Поддубный — самый знаменитый русский борец. (9)Шутка ли, целых шесть раз он становился чемпионом мира! (10)Не нашлось такого силача, который бы положил его на лопатки. (11)Зато сам Поддубный многие поединки заканчивал «чистой» победой. (12)В то время (а дело было в начале ХХ века) особенно славились французские борцы. (13)С одним из них и пришлось встретиться Поддубному. (14)Рауль Буше, которому предстояло помериться силами с Поддубным в Париже, много слышал о своём сопернике и, хотя был намного моложе и выше его ростом, боялся силача. (15)Француз решил сжульничать: перед встречей смазал тело жиром и стал скользким, как рыба. (16)Но это не помогло — всё равно

проиграл.

(17)Ещё раз Поддубный одолел Буше через два года. (18)Победителем в честных соревнованиях всегда становится сильнейший. (19)Таков главный закон спорта.

 

(По Г. Юрмину)

(5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр.

13.

Определите стилистическую окраску слова «сжульничать» из предложения 15, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

 

Сжульничать — ...


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

 

Текст 2

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии. (2)С юношеских лет он начал заниматься гимнастикой с гантелями. (3)Со временем Поддубный стал одним из самых сильных грузчиков всего Черноморского побережья, а потом увлёкся классической борьбой. (4)Ещё её называют греко-римской, потому что она напоминает борьбу у древних греков и римлян. (5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр. (6)Цель у каждого борца одна — бросить противника на лопатки и одержать, как говорят спортсмены, «чистую» победу. (7)Причём захватывать в классической борьбе можно только выше пояса и только руками, всякие подножки строго запрещаются.

(8)Могучего телосложения (вес 120 килограммов, рост 183,5 сантиметра), богатырь Иван Поддубный — самый знаменитый русский борец. (9)Шутка ли, целых шесть раз он становился чемпионом мира! (10)Не нашлось такого силача, который бы положил его на лопатки. (11)Зато сам Поддубный многие поединки заканчивал «чистой» победой. (12)В то время (а дело было в начале ХХ века) особенно славились французские борцы. (13)С одним из них и пришлось встретиться Поддубному. (14)Рауль Буше, которому предстояло помериться силами с Поддубным в Париже, много слышал о своём сопернике и, хотя был намного моложе и выше его ростом, боялся силача. (15)Француз решил сжульничать: перед встречей смазал тело жиром и стал скользким, как рыба. (16)Но это не помогло — всё равно

проиграл.

(17)Ещё раз Поддубный одолел Буше через два года. (18)Победителем в честных соревнованиях всегда становится сильнейший. (19)Таков главный закон спорта.

 

(По Г. Юрмину)

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии.

14.

Объясните значение фразеологизма «много воды утекло», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Много воды утекло — ...


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

 

Текст 2

 

Щенок

(1)Щенок заблудился в пригородном поселке. (2)Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.

(3)Над головой темное небо, крупные холодные звезды. (4)Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. (5)Под ногами чавкает сырая земля. (6)В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

(7)Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. (8)Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. (9)Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. (10)Но никто не внимал его голосу. (11)Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. (12)И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

(13)Наконец раздался окрик хозяина. (14)Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.

(15)На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.

 

(По А. Баркову)